«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Приложение 14

Министерство здравоохранения Российской Федерации

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М. СЕЧЕНОВА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ, ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Директор НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, академик РАН, д.м.н., д.социол.н, профессор

________________А.В. Решетников

«_______» _______________ 2016 г.

Выписка из аналитического отчета

по результатам социологического опроса

на тему: «Изучение требований и удовлетворенности потребителей образовательных, медицинских услуг и научно-исследовательских работ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова»

Москва, 2016

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с требованиями п. 8.2.1. Руководства по качеству, а также в соответствии с приказом ректора Университета от 10 апреля 2015 г. № 290/Р «Об изучении требований и удовлетворенности потребителей образовательных, медицинских услуг и научно-исследовательских работ Университета», в период с 15 мая 2015 г. – 19 июня 2015г. проведено анкетирование обучающихся (студенты, клинические ординаторы, интерны, аспиранты, слушатели факультетов послевузовского профессионального образования), сотрудников (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и сотрудники университета) и внешних потребителей (представители работодателей). В опросе этого года приняли участие так же медицинские сотрудники и пациенты Клинического центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Исследование было проведено отделом Управления качеством подготовки специалистов ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова совместно с научно-исследовательским институтом социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования.

В качестве объекта исследования были выделены четыре основные группы потребителей: «обучающиеся», «сотрудники», «пациенты» и «внешние потребители», в соответствии с особенностями которых был разработан инструментарий опроса. В группу «обучающиеся» были включены студенты 1-6 курсов, интерны, ординаторы, аспиранты, слушатели; в группу «сотрудники» были включены научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав, медицинские сотрудники, сотрудники административно-хозяйственных отделов; группа «пациенты» состояла из пациентов клиник Университета; группа внешних потребителей включала работодателей, принимающих на работу выпускников Университета.

В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Отбор единиц для участия в анкетном опросе проводился выборочным методом. Выборочная совокупность была рассчитана по специальной формуле, что позволило сократить количество опрашиваемых без потери репрезентативности. Расчет выборки был произведен по формуле:

n = (t2* σ2 *N)/(N* Δ2 + t22),

где: n – объем выборочной совокупности, Δ – величина допустимой ошибки в долях, N – величина генеральной совокупности, t – коэффициент доверия (критерий достоверности), σ – дисперсия или мера рассеивания исследуемого признака, характеризующая величину отклонения от средних величин в генеральной совокупности.

Определение необходимого числа выборочных единиц происходило на основе следующих параметров. Если предельная ошибка выборки равна 0,05, а коэффициент доверия – 2 при дисперсии 0,5, что обеспечивает высокую достоверность результатов опроса в 95% случаев с предельной ошибкой ±5%.

Необходимый объем выборки в зависимости от категорий респондентов, был определен в соответствии с указанной формулой и полностью набран. Всего в опросе приняли участие 2338 респондентов, в том числе 760 обучающихся, 1013 сотрудников, 515 пациентов клиник и 50 работодателей.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исследование показало, что нравится учиться в Университете 87% студентов. Большинство респондентов среди обучающихся полагают, что качество образования, предоставляемого Первым МГМУ имени И.М. Сеченова, соответствует требованиям современного рынка труда, при этом в наибольшей степени убеждены в этом слушатели факультетов послевузовского профессионального образования и аспиранты.

Безымянный.jpg

Рис. 1. Оценка соответствия качества образования, предоставляемого Первым МГМУ имени И.М. Сеченова требованиям современного рынка труда (%)

В целом, уровень преподавания учебных дисциплин в Университете оценивается респондентами из числа учащихся достаточно высоко (по 10-балльной шкале). Средняя оценка уровня преподавания в Университете по всем категориям обучающихся – 7,87 баллов, что свидетельствует о том, что потребители образовательных услуг ВУЗа и сами преподаватели считают, что уровень преподавания выше средних значений. При этом на 9 и 10 баллов оценили данный уровень 37,4% студентов, 30,0% ординаторов, 26,3% интернов, 58,0% аспирантов, 83,2% слушателей. Заметим, что среди слушателей ДПО, аспирантов и ординаторов в опросе этого года не было респондентов, которые бы дали критически низкие оценки уровню преподавания дисциплин в Университете (рис. 2).

Безымянный.jpg

Рис.2. Уровень преподавания учебных дисциплин в Университете (%)

Данные исследования этого года демонстрируют незначительное повышение в оценках основных составляющих образовательного процесса в Университете относительно исследования прошлого периода.

Табл. 1. Оценка обучающимися составляющих образовательного процесса (средний балл по пятибалльной системе оценки)

Параметр оценки

Общий балл 2013/2014 гг.

Общий балл 2014/2015 гг.


Параметры, определяющие качество образовательных программ

Достаточность количества дисциплин, охваченных программой

4,30

4,38


Достаточность практических занятий

3,56

3,71


Достаточность теоретических занятий

4,30

4,43


Распределение нагрузок

3,39

3,74


Соответствие преподаваемого материала требованиям современного рынка труда

3,91

4,13


Основные процессы в Университете

Организация учебного процесса

3,72

3,98


Использование в учебном процессе дополнительных материалов и пособий

3,73

4,07


Применение различных форм проведения занятий

3,68

3,91


Приспособленность инфраструктуры зданий и помещений к проведению различных форм занятий

3,58

3,88


Организация внеучебного процесса и воспитательной работы с обучающимися

3,36

3,81


При этом частотное распределение оценочных позиций в соответствии с группой обучающихся позволило сформировать наиболее полную картину областей для улучшения различных параметров, определяющих качество образовательных программ подготовки.

Исследование показало, что сотрудники Первого МГМУ – профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и рядовые сотрудники, в целом удовлетворены своей работой в Университете (рис. 3).

Безымянный.jpg

Рис. 3. Уровень удовлетворенности сотрудников Университета своей работой (%)

Интересно, что основными мотивационными факторами работы в Университете для сотрудников являются: «хорошая репутация Университета» (47,0% против 36,1% в исследовании прошлого года), «престиж Университета» (45,9% против 40,9% в исследовании прошлого года), «государственный статус» (34,9%), а также «традиции и преемственность» (31,1%) и «комфортные условия работы» (22,1%).

При этом 87,6% работающих в Университете оценивают уровень образования, предоставляемого Первым МГМУ имени И.М. Сеченова, выше (59,0%) либо равным уровню образования других медицинских ВУЗов (28,6%).

Полученные в рамках исследования результаты демонстрируют высокую оценку сотрудниками Первого МГМУ имени И.М. Сеченова предоставляемых им возможностей повышения квалификации, действующей системы охраны труда в Университете и доступности необходимой информации для сотрудников ВУЗа, а также организацию культурно-массовых мероприятий (средний балл - более 3 по 5-балльной шкале). Вместе с тем, возможность предоставления льгот (отдых, санаторное лечение и т.д.), по данным исследования этого года, сотрудники Университета оценивают ниже, чем остальные составляющие трудовой деятельности (табл. 2).

Табл. 2. Оценка сотрудниками составляющих трудовой деятельности (средний балл)

Параметр оценки

Общий балл 2012/2013 гг.

Общий балл 2013/2014 гг.

Общий балл 2014/2015 гг.

Возможности предоставления льгот (отдых, санаторное лечение и т.д.)

-

2,06

2,65

Возможность повышения квалификации

-

3,51

3,73

Организацию культурно-массовых мероприятий

3,00

2,74

3,31

Охрану труда

-

3,24

3,61

Доступность необходимой информации

3,57

3,41

3,67

Таким образом, сотрудники Университета, преимущественно, связывают качество образовательных услуг и учебного процесса с объемами материальных преференций для работников и профессорско-преподавательского состава. При этом все категории сотрудников Первого МГМУ имени И.М. Сеченова считают, что действенной мерой для повышения качества работы будет увеличение объемов зарплатного фонда и финансирования модернизации рабочих мест, а также обеспечение повышения квалификации работников, в том числе – зарубежом.

Большинство опрошенных отмечают, что более всего на обращение в Клинический центр Первого МГМУ имени И. М. Сеченова их мотивирует высокое качество медицинских услуг (54,3%), хорошая репутация (44,7%) и комфортные условия лечения (29,9%), кроме того, каждый четвертый отметил престиж Университета (26,9%). Наличие в Клиническом центре необходимой услуги и государственный статус Университета выделили 18,5% и 17,2% респондентов. Меньший вес имеет доступность стоимости услуг, близость к дому и наличие связей и знакомств в Университете (рис. 4).

Безымянный.jpg

Рис. 4. Факторы выбора пациентами клиник Первого МГМУ имени И.М. Сеченова (вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа, %)

Немаловажно, что респонденты отмечают, что медицинский персонал Клинического центра Университета с вниманием и участием относятся к пациентам во время приема (медицинские работники в стационаре – 92,5%, медперсонал в амбулатории – в 81,9% случаев).

Заметим, что как среди респондентов стационара, так и среди опрошенных амбулатории абсолютное большинство довольны оказанными медицинскими услугами в клиниках Университета. При этом, в когорте пациентов, опрошенных в поликлинике Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, отсутствуют респонденты полностью неудовлетворенные работой данного медицинского учреждения (рис. 5).

Безымянный.jpg

Рис. 5. Удовлетворенность пациентов клиник Первого МГМУ имени И.М. Сеченова качеством медицинских услуг? (%)

Примечательно, что, как и в опросах прошлых лет, большинство опрошенных работодателей (58,0%) считают Первый МГМУ им. Сеченова лидером по подготовке медицинских кадров в России. При этом 62,5% внешних потребителей оценили востребованность на современном рынке труда выпускников Первого МГМУ имени И.М. Сеченова как «высокую», тогда как 25,5% опрошенных считают, что выпускники Первого Меда находятся в равных условиях с выпускниками других медицинских образовательных учреждений. Показательно, что 96,1% опрошенных работодателей высказали положительное мнение о качестве практической работы по специальности, выполняемой выпускниками Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.