Обнаружен новый противник «хранителя генома» — белка p53

Группа ученых из США выяснила, что протеин Trim24 может способствовать разрушению p53 — важнейшего белка, который регулирует клеточный цикл и запускает механизм апоптоза (программируемой смерти клеток).

Одна из основных функций белка р53 состоит, следовательно, в приостановлении репликации потенциально онкогенных клеток. Нарушения действия р53 наблюдаются в половине диагностированных случаев заболевания раком.

Trim24, как продемонстрировали исследователи, воздействует на p53, присоединяя к нему белок убиквитин. Отмеченный таким образом р53 разрушается под влиянием специализированных белковых комплексов — протеасом.

Выбранная учеными методика исследования довольно необычна: известно, что в большинстве работ, посвященных гену и белку p53, анализируются нарушения их функционирования в опухолевых клетках. «Мы же решили выделить p53 из здоровых клеток и тщательно рассмотреть механизмы его регуляции», — поясняет руководитель группы Мишель Бартон (Michelle Barton) из Центра исследования раковых заболеваний при Университете Техаса. Была получена новая лабораторная линия мышей, у которых к экспрессирующемуся белку p53 присоединялась биохимическая метка; убедившись в «нормальности» протеина, ученые извлекали его с помощью этой метки. «Затем мы, используя методы масс-спектрометрии, определяли, какие протеины взаимодействуют с p53», — говорит г-жа Бартон.

Эксперименты с созданными образцами показали, что подавление функций Trim24 приводит к повышению уровня экспрессии p53 в клеточном ядре, и наоборот; при обработке клеток веществом, которое сдерживает действие протеасом, уровень экспрессии p53 также возрастал. При этом нарушение экспрессии Trim24 в клетках рака груди, легких, толстой кишки и предстательной железы запускало процесс апоптоза.

Белок bonus — «упрощенная версия» Trim24, которая экспрессируется в организме плодовой мушки, — выполняет, по данным авторов, схожие функции. Связь между Trim24 и p53, таким образом, сохраняется в ходе эволюции.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Центра исследования раковых заболеваний при Университете Техаса