Манипуляции с болью

У млекопитающих есть нервные волокна, которые отвечают за сохранение чувствительности ещё долгое время после повреждения. Когда человек получает какую-нибудь травму — будь то сломанная голень или солнечный ожог — уровень болевой чувствительности повышается. В таких случаях человек чувствует боль в ответ на самые обычные действия — лёгкие прикосновения или даже просто при ходьбе. Как правило, эта предосторожность защищает повреждённые ткани, пока они заживают. Но иногда боль может злоупотреблять своей полезностью и превращаться в хроническую, например при артрите.

Нейрофизиологи из Калифорнийского университета (США) выяснили, что нервные волокна, обнаруженные более десяти лет назад, но функция которых была до сих пор точно не определена, отвечают за пролонгирование болевой чувствительности организма.

Исследователи обнаружили, что так называемые тонкие безмиелиновые волокна группы С (C-LTMRs) намного легче стимулировать на болевой ответ. Но С-LTMRs обычно не используются организмом для обнаружения лёгких прикосновений — за это ответственна другая группа сенсорных нейронов. Учёные выяснили, что сигнал между нейронами, формирующими волокна группы С, передаётся с помощью белка VGLUT3. «Выключив» ген синтеза этого протеина у лабораторных мышей, исследователи получили линию животных с нечувствительными тонкими безмиелиновыми волокнами (C-LTMRs).

Мыши с блокированными C-LTMRs реагировали на лёгкие болевые стимулы и термические воздействия также как и нормальные. Но потом нейрофизиологи смоделировали воспалительный процесс (с помощью введения химического вещества), мышечную травму и повреждение самого нерва. Во всех трёх случаях контрольная группа мышей стала гораздо быстрее реагировать на болевые стимуляторы, а вот мыши с нечувствительными безмиелиновыми волокнами группы С продемонстрировали ту же реакцию, что и при обычных повреждениях. Таким образом, учёные сделали вывод, что волокна C-LTMRs отвечают за усиление болевого восприятия при повреждениях воспалительного или просто длительного (как в случае с повреждением самого нерва) характера.

Воздействия на эти волокна приводят к возможности механически увеличить чувствительность обычных рецепторов — даже простое раздражение может быть передано спинному мозгу как гиперстимуляция и наоборот. По мнению авторов работы, открытие функционального назначения этой группы безмиелиновых волокон и способов манипуляции с ними, позволяет взглянуть на боль с новой точки зрения.

Результаты исследований опубликованы в Nature.

19.11.2009