Перепрограммирование стволовых клеток готовится к промышленным масштабам

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИПСК) теперь можно получить из зрелых соматических применив всего лишь однократное вмешательство в геном. До этого перепрограммирование клеток было возможно только после многократных манипуляций с использованием сочетания нескольких генов - Oct4, Sox2, Klf4 and c-Myc. Для их доставки в клетку используются несколько ретровирусов и место встройки этих генов непредсказуемо.

Исследователи из Массачусетского технологического института и Гарвардского университета предложили новый более точный метод получения ИПСК, позволяющий экономить время и средства. Для этого специалисты объединили интегрируемые гены на одном участке ДНК, так называемая кассета, которая обеспечивает встраивание всех генов в один локус. Обработка таких соматических клеток антибиотиком доксициклином запускает экспрессию всей кассеты генов.

Этот метод экономически выгоднее и позволяет сократить время. Эксперты прогнозирует в ближайшем времени возможность коммерциализации данной технологии перепрограммирования клеток, что, несомненно, найдёт отражение в клеточной трансплантологии. Ведь индуцированные плюрипотентные клетки обладают огромным потенциалом для клинического применения и не имеют таких этических сложностей, как эмбриональные.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature Methods.

По материалам Nature News