Экспрессия некоторых генов зависит от пола родителя

Чем станут родительские гены - благословением или проклятием? Это зависит от того, кто их передал - мать или отец.

Сотрудники исландской корпорации Decode Genetics обнаружили мутации в пяти генах, которые имеют противоположное значение в зависимости от родителя. Один из генов (он связан с раком молочной железы) слегка увеличивает риск, если наследуется от отца, и не имеет никакого эффекта (или слегка защищает от болезни) - если раньше принадлежал матери. Другой - в отцовском варианте способствует развитию базально-клеточной карциномы, и так далее.

Больше всех ученых поразил обнаруженный ими ген, связанный с диабетом второго типа. Точнее - одиночный нуклеотидный полиморфизм этого гена. Значение данной мутации оказалось не только огромным, но и необычным: если человек наследует вариант гена от отца, риск диабета повышается на 30% по сравнению с теми, у кого нет этой мутации. Если же носителем варианта была мать, риск, напротив, снижается на 10%.

Как известно люди наследуют две копии генов - отцовскую и материнскую. Какой именно экземпляр будет работать, определяет так называемый процесс импринтинга.

Сотрудники компании изучили ДНК 38 167 исландцев - народа, чей генофонд мало изменился со времен заселения острова викингами тысячу лет назад.

Результаты исследования изложены в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Рейтер.

18.12.2009