Найден новый способ предотвращения болезни Хантингтона

Ученые из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) обнаружили у мышей «молекулярный переключатель», который может предотвращать развитие болезни Хантингтона.

Болезнь (или синдром, или хорея) Хантингтона — это генетическое заболевание нервной системы, характеризующееся постепенным началом обычно в возрасте 35–50 лет и сочетанием прогрессирующего хореического гиперкинеза и психических расстройств.

В самом начале у больного возникают проблемы из-за физических симптомов, которые выражаются в резких, внезапных и не поддающихся контролю движениях. Постепенно все функции, требующие мышечного контроля, нарушаются: человек начинает гримасничать, испытывает проблемы с жеванием и глотанием. Из-за быстрого движения глаз нарушается сон. С момента появления первых симптомов продолжительность жизни больного составляет около 15–20 лет. Смерть обычно происходит не из-за самой болезни Хантингтона, а из-за сопутствующих ей осложнений.

Заболевание вызывается умножением кодона CAG в гене IT-15, который кодирует 350-kDa белок хантингтин с неизвестной функцией.

В ходе последнего исследования специалисты обнаружили небольшой участок мутантного белка хантингтина, который можно изменять с помощью фосфорилирования — химического процесса, изменяющего функции белков. Блокирование фосфорилирования вызывало у мышей развитие симптомов заболевания. Однако, когда ученые имитировали этот химический процесс, болезнь Хантингтона не развивалась.

Напомним, что недавно ученые обнаружили «виновника» недуга: оказывается, все дело в белке Rhes, который встречается только в полосатом теле. Когда Rhes смешивается с белком, вырабатываемым дефектным геном, возникает химическая реакция «сумоляция», которая и оказывает токсичное действие на нейроны.

Подготовлено по материалам Би-би-си.

28.12.2009