Объяснена роль РНК в формировании памяти

Один важнейших этапов в формировании воспоминаний обнаружили специалисты Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB). Выяснилось, что производство белков, необходимых для этого процесса, происходит только при содействии определённой матричной РНК (мРНК), отвечающей за перенос информации о первичной структуре белков от ДНК к местам синтеза.

"Одна из причин, по которым мы заинтересовались этой темой, была загадка, почему, когда усиливаются синапсы, можно наблюдать разрушение белков одновременно с синтезом новых", – говорит Кеннет Косик (Kenneth Kosik), один из авторов исследования. Теперь учёные более детально могут описать процесс в соединениях.

В статье, опубликованной в Neuron, исследователи объясняют: пока это необходимо, мРНК находится в неактивном состоянии, вызываемом специальной белковой "молекулой-глушителем".

Когда извне проходит сигнал – то есть в мозг поступает информация, которая имеет потенциальную ценность и должна быть зафиксирована, "молекула-глушитель" распадается, освобождая молекулы мРНК. Работа этих молекул была продемонстрирована в опытах на крысах.

Обработка и распределение воспоминаний мозгом – механизм сложный и неоднозначный. Уже давно известно, что воспоминания сохраняются в результате протяжённого во времени обмена сигналами между двумя нейронами, так называемой долговременной потенциации. Этот механизм взаимодействия известен как синаптическая связь, и ранее мы рассказывали о его влиянии на долгосрочную память.

Ухудшение состояния синапсов считается характерной чертой болезни Альцгеймера, при которой в первую очередь страдает кратковременная память. Результаты исследования американцев могут послужить развитию лекарств от недугов такого рода.

Источник: BBC News