Опубликованы результаты секвенирования генома сои

Биологи из США и Японии представили наиболее полный вариант расшифровки генома сои культурной (Glycine max), в котором учтено приблизительно 85% (950 млн из 1,115 млрд) пар оснований.

Появление генома столь внушительных размеров у растения нельзя считать чем-то необычным; у кукурузы, к примеру, число пар оснований приближается к 2,3 млрд. Количество генов сои, кодирующих протеины, авторы оценили в 46 430; 59% всей последовательности при этом занимают так называемые мобильные генетические элементы — участки генома с непостоянной локализацией.

Ученым также удалось отыскать свидетельства того, что в эволюционной истории сои было два случая дупликации генома: первый произошел около 59 млн лет назад, второй — 13 млн. Последний авторы классифицировали как аллополиплоидию — удвоение числа генов, в котором участвуют наборы хромосом, принадлежащие различным видам, пусть и генетически схожим. В отличие от многих полиплоидных растений, соя сохранила бóльшую часть дублирующего генетического материала; около 75% всех ее генов существует в нескольких копиях.

Анализ генома G. max уже принес первые практические результаты. Исследователям, к примеру, удалось идентифицировать мутацию, которая отвечает за уменьшение содержания тетрасахарида стахиозы; известно, что при понижении концентрации этого вещества соя переваривается легче. Другая группа биологов обнаружила ген, связанный с устойчивостью к азиатской ржавчине сои — заболеванию, которое может приводить к потере от 10 до 80 процентов урожая.

Разумеется, появление практически завершенной версии генома G. max значительно облегчит работу тем ученым, которые занимаются расшифровкой генетических «карт» других растений семейства бобовых.

Результаты работы в изложении участника исследования Джереми Шматца (Jeremy Schmutz), представляющего Объединенный институт геномных исследований (США).

Полная версия отчета опубликована в журнале Nature.

Подготовлено по материалам ScienceNews.

15.01.2010