Расшифрована последовательность генов Y-хромосомы у шимпанзе

Американские ученые расшифровали последовательность генов в Y-хромосоме у шимпанзе.

Сделала это группа, которую возглавляли Дженнифер Хьюз и Дэвид Пейдж из Института Уайтхеда в Кембридже (штат Массачусетс), в сотрудничестве с исследователями Медицинской школы Вашингтонского университета. В 2003 году те же специалисты расшифровали последовательность ДНК в человеческой хромосоме Y.

Впервые появилась возможность оценить эволюцию «мужской» хромосомы, и ученые пришли к выводу, что это наиболее динамично меняющаяся часть человеческого генома. Предки шимпанзе и человека разделились всего шесть миллионов лет назад. Геномы обоих видов похожи на 99%, однако Y-хромосомы различаются на 30%, а это означает, что они меняются гораздо быстрее у обоих видов, чем остальной геном.

Вероятно, источником сильного эволюционного давления на Y-хромосомы шимпанзе являются их привычки спаривания. Когда у самки начинается период течки, она сходится со всеми самцами в группе, создавая репродуктивную конкуренцию. Многие гены, которые регулируют выработку спермы, находятся как раз на хромосоме Y, так что любые генетические вариации, повышающие шансы самца на отцовство, будут получать преимущество и быстро распространяться по популяции.

«Семенная» конкуренция, вероятно, имела важное значение и у предков людей. Присутствует она и сегодня, выражаясь, в частности, в рождении близнецов от разных отцов.

Еще одной причиной интенсивности селективного давления на Y-хромосому и шимпанзе, и человека может быть то обстоятельство, что естественный отбор рассматривает ее как единое целое, поскольку мутация одного из генов влияет на выживание всех остальных. Наоборот, в других хромосомах больше внимания уделяется отдельным генам, потому что куски ДНК меняются местами между членами каждой пары хромосом с каждой новой яйцеклеткой и сперматозоидом. Напомним на всякий случай, что хромосома Y встречается только у мужчин и только в паре с хромосомой X, а обмен между ними невозможен во избежание полового хаоса.

Но этот запрет привел к распаду большинства генов в хромосоме Y, тогда как в остальной части генома поврежденный ген может быть компенсирован его «хорошим» дубликатом в парной хромосоме. В результате за последние 200 миллионов лет из хромосомы Y большинство X-генов просто исчезло. Биологи полагали, что природа прочила «мужской» хромосоме исчезновение, однако новое исследование показало, что, напротив, сбросив бремя ненужных X-генов, она обновилась и «оживилась». Идеи медленного отмирания и стагнации хромосомы Y, которые владели наукой на протяжении последних 50 лет, можно списывать в утиль.

Разумеется, это не означает, что мужчины развиваются быстрее, чем женщины. Это лишь доказательство того, что изменения хромосомы Y могли оказывать на эволюцию человека и шимпанзе более сильное влияние, чем ныне известно науке.

Расшифровка хромосомы Y — очень сложный процесс, так как она наполнена палиндромами — участками, читающимися одинаково в разных направлениях, — и повторяющимися последовательностями. Расшифровка хромосомы Y человека заняла 13 лет, шимпанзе — восемь.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам New York Times.

18.01.2010