В мозге человека обнаружены «координатные» нейроны

Нейробиологи из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) сумели доказать, что нейроны, создающие своего рода координатную сетку при перемещении организма в пространстве, есть не только у крыс, но и у человека.

Нервные клетки такого типа обычно называют grid-нейронами. Обнаружить их довольно сложно, и первый удачный эксперимент с грызунами был проведен лишь в 2005 году. Ученые дали животному возможность свободно передвигаться по открытой площадке и отмечали положение головы крысы в те моменты, когда grid-нейроны, находящиеся в энторинальной области коры мозга, генерируют потенциал действия; как выяснилось, с течением времени отметки образуют правильную сетку. «Полученная картина напоминает разметку обычной карты — линии широты и долготы, — комментирует участник исследования Кэсвелл Барри (Caswell Barry). — Правда, нам привычнее видеть квадратные ячейки сетки, а здесь образуются треугольные».

Авторы повторили эти опыты и выяснили, что зарегистрировать формирование сетки проще, если животное движется быстро. Затем они провели аналогичный эксперимент в группе из 42 человек: испытуемые изучали виртуальное пространство (круглую площадку, окруженную «горами»), а исследователи фиксировали активность нервных клеток по методу функциональной магнитно-резонансной томографии. «Конечно, на получаемых изображениях мы не можем видеть сами grid-нейроны, но их выдает характерная диаграмма активности, — рассказывает другой участник работы Кристиан Доллер (Christian Doeller). — Что интересно, те испытуемые, у которых «координатная сетка» активности оказалась наиболее четкой, лучше других проявляли себя в тестировании пространственной памяти. Очевидно, grid-нейроны помогают нам запоминать расположение предметов».

«Давно известно, что области мозга, в которых располагаются эти клетки [у человека — все та же энторинальная кора], связаны с определением пространственного положения и автобиографической памятью, — добавляет ведущий автор исследования Нил Бёрджесс (Neil Burgess). — Кроме того, эти участки принимают на себя первый удар при развитии болезни Альцгеймера, а неспособность нормально ориентироваться в пространстве, напомню, рассматривается как один из ранних симптомов болезни».

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Университетского колледжа Лондона.

25.01.2010