Создана революционная система изучения воздействия химических веществ на нервную систему

Канадские и американские ученые разработали систему, которая фиксирует на видео и штрихкодирует поведенческие ответы рыбки Danio rerio на химические соединения.

Этот подход может значительно ускорить открытие новых препаратов для лечения психических расстройств.

Обнаружение в 1950-х годах химических веществ, воздействующих на нервную систему, имело важное значение как для понимания нейробиологии, так и для лечения неврологических заболеваний. С тех пор были разработаны считанные единицы новых лекарственных средств.

Новая система создана статистиками из Университета Британской Колумбии (Канада) Дженнифер Брайан и Риком Уайтом, а также сотрудниками Гарвардского университета (США) Рэндаллом Питерсоном и Дэвидом Кокелом. Она способна отслеживать влияние на поведение 14 тыс. химических веществ и уже обнаружила такие соединения.

«Это самая мощная методика из имеющихся, — говорит Дженнифер Брайан. — Большинство фармакологических исследований поведения были относительно небольшими, в лучшем случае в экспериментах принимали участие несколько молекул». «Обнаруженные нами новые психоактивные вещества представляют работу мозга в новом свете», — отмечает Рэндалл Питерсон.

Danio rerio все чаще используются для оценки токсичности веществ в основном из-за того, что рыбки являются прозрачными, их ДНК легко поддается обработке, а система внутренних органов очень похожа на человеческую.

Новая платформа отслеживает поведение 5 тыс. эмбрионов Danio rerio в сутки в ответ на два сильных световых импульса после воздействия химических веществ. В ходе исследования уже проведена оценка поведенческих влияний более чем на четверть миллиона эмбрионов.

Эти влияния ученые смогли выразить в виде штрихкодов, чтобы лучше видеть, как поведение одной тестовой группы эмбрионов отличается от другой. В результате появилась возможность визуализации итогов массового скрининга и группирования веществ на основе сходства штрихкодов. Новый инструмент может также приблизить создание генетических моделей нервной системы и экрана для химических модификаторов связанных с ними поведенческих отклонений.

Подробнее с разработкой можно ознакомиться в журнале Nature Chemical Biology.

Подготовлено по материалам PhysOrg.

25.01.2010