Найден метод серийного производства клеток сосудов

Исследователи из медицинского колледжа университета Корнелла (Weill Cornell Medical College) предложили новый метод выращивания эндотелиальных клеток из стволовых, что позволит увеличить их производство в десятки раз. Изобретение должно стать прорывом в тканевой инженерии и регенеративной медицине.

Как сообщается в пресс-релизе колледжа, учёные отслеживали в режиме реального времени молекулярные факторы, от которых зависит превращение стволовых клеток в эндотелиальные. Для этой цели использовался зелёный флуоресцентный белок-маркер.

В ходе опыта было обнаружено, что если на определённом этапе процесса культивирования клеток срабатывает естественная молекула, блокирующая белок TGF beta (фактора роста, участвующий в клеточной специализации), то размножение эндотелиальных клеток колоссально ускоряется. Поняв это, биологи решили, что блокиратор нужно добавлять искусственно, в нужный момент времени.

В то время как старые методы конвертирования эмбриональных стволовых клеток в эндотелий работали с коэффициентом эффективности примерно 0,2 (в среднем пара готовых клеток на 10 исходных), разработка специалистов из Корнелла позволяет получать семь полноценных клеток из каждой стволовой – в 35 раз больше. И, что ещё более поразительно, как показали многочисленные эксперименты на мышах, полученные таким образом клетки без проблем и очень быстро ассимилируются и начинают функционировать наряду с родным эндотелием.

Новые культуры клеток эндотелия в настоящее время проверяются в лабораториях колледжа с использованием ряда "линий", или "семей", стволовых клеток. Учёные планируют определить, могут ли такие клетки восстановить кровоток в повреждённых тканях в теле животного. Следующий важный шаг – разумеется, тестирование на людях.

В течение пяти лет специалисты обещают довести свою разработку до клинического применения. Статья, суммирующая результаты исследования, опубликована в Nature Biotechnology. Кстати, ранее мы рассказывали об опытах успешного создания искусственных кровеносных сосудов из фибробластов, полиодаксонона и кожи лосося.

Источник: Technology Review