Стволовые клетки могут «спасать» гибнущие нейроны

Международная группа ученых проследила за тем, как пересаженные стволовые клетки (СК) входили в прямой контакт с нейронами, которым грозила гибель, и обменивались с ними молекулами и ионами.

Эффективность метода трансплантации СК при борьбе с нейродегенеративными заболеваниями была показана ранее, однако механизм его действия пока не установлен. Некоторые ученые считают, что СК выделяют различные факторы роста, воздействующие на нервные клетки; другие высказывали предположение о том, что приносящие спасение стволовые клетки должны сами превращаться в нейроны. «Но о том, что СК могут прямо взаимодействовать с нейронами, мы не догадывались, — говорит один из авторов работы Эван Снайдер (Evan Snyder) из Медицинского научно-исследовательского института Сэнфорда — Бёрнема (США). — Скорее всего, таким способом «общения» клетки пользуются не только при заболеваниях, но и в период нормального развития».

В своих первых экспериментах авторы работали с образцами пораженной мозговой ткани человека и мыши. Выяснилось, что при пересадке СК быстро образуют прямые соединения (так называемые щелевые контакты) с нейронами и защищают их. Аналогичные наблюдения были сделаны в опытах на живых мышах и крысах, у которых был поврежден спинной мозг или отмечалось заболевание, схожее с синдромом Хантингтона.

Предположив, что позитивное воздействие СК связано именно с образованием щелевых контактов, ученые намеренно подавили этот процесс. Как и ожидалось, такое изменение резко снизило эффективность методики.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Медицинского научно-исследовательского института Сэнфорда — Бёрнема.

04.02.2010