Идентифицировано соединение, эффективно противостоящее сразу нескольким типам вирусов

Ученые из США нашли молекулу, которая способна бороться с целым набором различных оболочечных вирусов: ВИЧ, вирусами Эбола, гепатита С, Западного Нила, лихорадки долины Рифт и желтой лихорадки.

Перечисленные виды вирусов относятся к разным группам, в число которых входят фило-, покс-, арено-, бунья-, парамиксо- и флавивирусы. Действие идентифицированного учеными соединения — производного роданина, названного LJ001, — распространяется и на другие виды из этих групп.

Подобные противовирусные средства широкого спектра применения уже существуют, но у всех известных препаратов есть серьезные недостатки. Так, рибавирин воздействует не только на вирусные белки, но и на клетку-хозяина, и сохраняет высокую эффективность при борьбе со строго ограниченным числом вирусов. Другое средство, α–интерферон, может вызывать серьезные побочные эффекты и довольно дорого.

Противовирусное действие LJ001 было обнаружено в лабораторных экспериментах на клеточных культурах и подтверждено в опытах на мышах; как выяснилось, соединение может эффективно противостоять только оболочечным вирусам. Нежелательных побочных эффектов ученые не отметили.

Точный механизм действия LJ001 пока не выяснен, но у исследователей есть некоторые предположения. «Эта небольшая молекула связывается и с клеточными мембранами, и с липидными оболочками вирусов, — рассказывает участник работы Бенгур Ли (Benhur Lee) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — Но те повреждения, которые она наносит клетке, быстро восстанавливаются, а у липидной оболочки способности к регенерации нет, что и останавливает распространение вируса».

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

04.02.2010