Стволовые клетки легко превращаются в плюрипотентные без использования вирусов

Исследователи из Медицинской школы Стэнфордского университета (США) разработали достаточно эффективную технологию преобразования клеток, в которой для переноса генетического материала используются миникольца ДНК.

Поскольку предложенная методика проста и относительно безопасна, авторы надеются на ее скорое официальное рассмотрение и утверждение в американском Управлении по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. «Лабораториям не составит труда перейти на нашу технологию, — заявляет участник исследования Майкл Лонгейкер (Michael Longaker). — И тогда мы еще на шаг приблизимся к созданию системы практической регенеративной медицины».

В своих опытах ученые превращали жировые стволовые клетки человека в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИПСК). Эффективность миниколец ДНК обусловлена тем, что они содержат только четыре необходимых для перепрограммирования клеток гена и один ген зеленого флуоресцентного белка, который позволяет оценивать результаты опыта. Более крупные и чаще используемые фрагменты ДНК — плазмиды — содержат еще и бактериальную ДНК, что чревато конфликтами с естественной защитной системой организма и снижает вероятность проникновения в клетки. Кроме того, в миникольцах гены демонстрируют более высокий уровень экспрессии.

При использовании миниколец экспрессия зеленого флуоресцентного белка наблюдалась у 10,8% всех стволовых клеток, а эффективность плазмид достигла лишь 2,7%. Исследователи отделили эти десять процентов клеток и еще два раза — на четвертый и шестой день эксперимента — обработали их с помощью миниколец. Через 14–16 дней появились первые скопления клеток, напоминающие колонии эмбриональных стволовых, причем некоторые из них уже не экспрессировали флуоресцентный белок.

Такие «нефлуоресцирующие» скопления, по словам ученых, демонстрировали все свойства ИПСК: экспрессировали гены эмбриональных стволовых клеток, имели соответствующие параметры метилирования ДНК и могли формировать тератомы (опухоли, состоящие из тканей, которые отсутствуют в соответствующих месту их образования органах и областях здорового организма) при введении их под кожу мышей. Авторы также подтвердили безопасность методики, убедившись в том, что миникольца не интегрировались в ДНК стволовых клеток.

Исследователям удалось создать в общей сложности 22 новых линии ИПСК из жировых стволовых клеток и фибробластов. Результирующая эффективность технологии составила около 0,005%, что, конечно, ниже, чем у «вирусных» методов, предлагающих (0,01–0,05)%, но выше, чем у традиционных плазмидных.

Стоит заметить, что популярность потенциально опасных с генетической точки зрения методик, использующих вирусы, постепенно падает.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Nature Methods.

Подготовлено по материалам Медицинской школы Стэнфордского университета.

10.02.2010