Идентифицирован протеин, способствующий «очистке» кратковременной памяти

Ученые из Университета Цинхуа (Китай) экспериментально доказали, что белок Rac способствует «очистке» кратковременной памяти у плодовых мушек.

Специалисты выделяют два возможных механизма разрушения воспоминаний. Первый, пассивный, определяет их постепенное исчезновение с течением времени, а второй контролирует вытеснение старой информации при поступлении новой.

Авторы постарались рассмотреть оба механизма. В их опытах были использованы два различных вещества, запах которых вызывал отрицательную реакцию у дрозофил, причем воздействие одного из веществ сопровождалось легкими ударами электрическим током. Насекомые довольно быстро разобрались в ситуации и начали избегать соответствующего вещества.

В первом эксперименте после завершения «тренировки» дрозофил оставили в покое, наблюдая за тем, как их воспоминания со временем разрушались. Во втором — исследователи намеренно вытесняли воспоминания, предлагая мушкам два новых вещества с непривычными запахами. В третьем варианте опыта насекомых сбивали с толку, совмещая воздействие током с тем веществом, которое ранее было безопасным.

Как выяснилось, во всех случаях «очистка» памяти управлялась белком Rac: если разрушение проходило по пассивному механизму, протеин просто начинал действовать позже, чем тогда, когда ученые вмешивались в этот процесс. При блокировании функций Rac время жизни воспоминаний увеличилось с нескольких часов до одного дня, а искусственное стимулирование его активности в нейронах грибовидных тел мозга насекомых, напротив, ускоряло удаление информации. Никакой связи между протеином и механизмами формирования новых воспоминаний исследователям обнаружить не удалось.

По мнению одного из авторов работы И Чжуна (Yi Zhong), аналогичные молекулярные регуляторы удаления воспоминаний должны действовать и у других организмов.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Cell.

Подготовлено по материалам Лаборатории в Колд-Спринг-Харборе.

25.02.2010