Генная регуляция: сможем ли мы победить язвенную болезнь?

Международная исследовательская группа под руководством Йорга Фогеля из Института инфекционной биологии Макса Планка в Берлине совершила прорыв в изучении генома и процессов регулирования экспрессии генов Helicobacter рylori. Используя новейшие методы секвенирования, учёным удалось идентифицировать 60 малых РНК, роль которых состоит не в кодировании белка, а в регуляции генов. Это открытие может помочь в разработке методов борьбы с этим патогеном и терапии язвенной болезни.

Helicobacter pylori — спиралевидная грамотрицательная бактерия, которая инфицирует различные области желудка и двенадцатиперстной кишки. Многие случаи язв желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритов, дуоденитов, и, возможно, некоторые случаи лимфом желудка и рака желудка этиологически связаны с инфицированием H. pylori. Однако у многих инфицированных носителей H. pylori не обнаруживается никаких симптомов заболевания. В 2005 году за открытие бактерии Helicobacter pylori и выявление ее роли в развитии гастрита и язвы желудка австралийцы Робин Уоррен и Барри Маршалл получили Нобелевскую премию в области медицины и физиологии.

Расшифровка генома H. pylori в 1997 году показала, что эта бактерия обладает на удивление небольшим количеством генов. Это вызвало целый ряд вопросов и задало направление многим исследованиям: как реализуются механизмы включения-выключения генов и все ли гены были обнаружены?

Исследователи пытались найти новые типы контроля экспрессии генов у этого микроорганизм. Малые РНК связываются с матричной РНК, останавливая синтез белка с данного гена (так называемая РНК-интерференция). Однако оказалось, что количество малых РНК, способных выступить в качестве регуляторов экспрессии, у H. pylori явно недостаточно.

И вот только сейчас, модифицировав технологию секвенирования, Йорг Фогель и его команда смогли выявить все возможные (по мнению авторов работы) малые РНК у H. pylori. "Оказалось, что их 60, а ведь до настоящего времени считалось, что у этого организма полностью отсутствуют микроРНК",-прокомментировал результаты работы Фогель. Но самый интересный факт состоит в том, что у H. pylori не были обнаружены некоторые белки, которые, как считалось ранее, критически необходимы для регуляции работы генов. По мнению специалистов, это значит, что у хеликобактера механизмы регуляции экспрессии реализуются другими сигнальными путями. Также, благодаря новой технологии секвенирования, исследователи смогли картировать опероны — отправные точки белкового синтеза — каждого гена Helicobacter pylori.

Учёные рассчитывают, что полученные данные позволят разработать новые методы воздействия на жизненный цикл патогена.

Кроме того, использованная методика секвенирования будет в скором времени применена и к другим возбудителям заболеваний. Следующими на очереди стоит Campylobacter jejuni — одна из наиболее частых причин развития инфекционного энтероколита во всем мире и ведущий инфекционный агент, задействованный в патогенезе синдрома Гийенна — Баре.

Результаты работы опубликованы в Nature.

по материалам пресс-релиза Max Planck Society