При лечении гепатита нашли лекарство от анемии

Американские специалисты проанализировали огромное количество больных хроническим гепатитом С, получающих лечение, побочным эффектом которого является развитие анемии. Оказалось, она не развивалась у пациентов с мутацией в гене, кодирующем фермент, участвующий в защите ДНК от появления «бракованных» нуклеотидных оснований.

Гепатит С (ранее назывался «гепатит ни А, ни В», а в настоящее время описывается как системная HCV-инфекция), выявлен, по некоторым данным, у 170 миллионов человек во всём мире. Эта болезнь может приводить к развитию хронического гепатита, завершающегося циррозом и раком печени. Люди, входящие в группы риска, могут заразиться при переливаниях крови и её препаратов, в результате хирургических операций, инъекций наркотиков с использованием общих шприцов, а также беспорядочных половых контактов.

Стандартное лечение гепатита С включает в себя терапию ПЭГ-интерфероном (pegIFN) альфа и рибавирином (RBV), и связано с целым рядом ограничений и побочных эффектов. Одним из наиболее серьёзных осложнений является развитие RBV -индуцированной гемолитической анемии, которой страдает большинство больных и вынуждает корректировать дозы терапевтических препаратов в 15% случаях, что, несомненно, негативно отражается на результатах лечения.

Специалисты из Университета Дьюка, Исследовательского института Шеринг-Плау и Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (все — США) выявили генетические мутации в гене ITPA, приводящие к развитию недостаточности фермента инозинтрифосфотазы и в то же время защищающие организм от развития гемолитической анемии.

Учёные проанализировали базы данных ДНК 1 602 пациентов, страдающих хронической формой гепатита С и разбитых на три этнических группы (европейские американцы, афроамериканцы и латиноамериканцы).

В качестве контрольного признака, свидетельствующего о развитии анемии, авторы работы использовали количественные изменения гемоглобина (Hb) происходящие в течении первых четырёх недель после начала лечения рибавирином. Именно по истечению этого срока, пациентам назначают дополнительную терапию эритропоэтином для стимуляции выработки эритроцитов и предотвращению развития анемии.

Учёные проверили каждую однонуклеотидную мутацию (так называемые SNP) из 565 759, выявленных у больных гепатитом С, у которых наблюдалось снижение уровня гемоглобина во время лечения. Частота возникновения некоторых SNP на двадцатой хромосоме коррелировала с изменением уровнем гемоглобина в ходе лечения гепатита. Оказалось, что на этом участке хромосомы располагается ген, кодирующий синтез фермента инозинтрифосфатазы ITPA, обнаруживающегося в клеточном ядре и «тестирующем» качество нуклеотидов, встраивающихся в молекулу ДНК.

Авторы работы предположили, что изменения в составе ITPA обеспечивают защиту от развития анемии. Чтобы проверить свою гипотезу, они секвенировали данный фрагмент хромосомы из 168 экспериментальных образцов и не обнаружили никаких различий.

Биологи предположили, что так как во время RBV-терапии в эритроцитах накапливаются активные трифосфатные формы рибавирина (RBV-TP), то у носителей мутантной формы гена ITPA эти соединения не утилизируются. Более ранние исследования показали, что аналогичные процессы происходят при снижении уровня инозинтрифосфата (ITP), что приводит к его аккумуляции в красных кровяных тельцах. Вероятно, эти два вещества — ITP и RBV-TP — конкурируют между собой за взаимодействие с. инозинтрифосфатазой. Однако накопление в эритроцитах инозинтрифосфата не вызывают каких-либо клинических изменений.

Возможно, что выявление защитной роли инозинтрифосфата позволит разработать препараты не только против RBV-индуцированной гемолитической анемии, но и от других патологий, вызванных нарушениями развития эритроцитов и их лизисом.

Результаты работы опубликованы в Nature.

04.03.2010