Болевой порог задается на генетическом уровне

Международная группа исследователей выяснила, что носители различных вариантов гена SCN9A по-разному воспринимают боль.

Связь этого гена с некоторыми болевыми расстройствами была установлена ранее. Известно, что SCN9A кодирует белок Nav1.7, который локализуется в клеточной мембране и образует канал, пропускающий через мембрану ионы натрия. Подобные ионные каналы играют важную роль в формировании нервного импульса. Если эти каналы слишком легко открываются или не могут закрыться, человека будут мучить страшные боли; в противном случае, при отсутствии функционирующего Nav1.7, пациенты не чувствуют боли вовсе.

«Мы постарались выяснить, как на восприятии боли отражаются безобидные изменения в этом гене, не приводящие к расстройствам», — говорит участник исследования Джеффри Вудс (Geoffrey Woods) из Кембриджского университета. Изучив 27 известных вариаций последовательности ДНК (однонуклеотидных полиморфизмов) в группе из 578 больных остеоартритом, авторы установили, что 10% испытуемых, у которых был отмечен один конкретный полиморфизм, страдали от боли сильнее, чем все остальные.

После этого исследователи расширили область поиска, обследовав еще четыре группы людей: 195 финнов с симптомами ишиаса, 100 ампутантов из Дании, часть которых испытывала так называемые фантомные боли в отсутствующей конечности, 179 пациентов с удаленными в целях борьбы с поясничной болью поясничными дисками и 200 больных панкреатитом. При объединении всех собранных данных статистическая связь между полиморфизмом и чувством боли проявилась отчетливо. В экспериментах в группе из 186 здоровых женщин обладательницы редкого полиморфизма также демонстрировали сниженный болевой порог. «Похожие результаты мы получили бы в том случае, если бы все женщины, кроме них, приняли ибупрофен [обезболивающее]», — замечает г-н Вудс.

Авторы также попытались определить механизм действия полиморфизма, наблюдая за тем, как измененный соответствующим образом ген SCN9A проявит себя в клетках почки. Создаваемый натриевый канал закрывался, как сообщается, чуть менее эффективно, чем обычный.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

10.03.2010