Дизайн новых антибиотиков учёные подсмотрели у природы

Исследователи из Цюрихского университета (University of Zurich) и компании Polyphor Ltd. разработали эпитопные миметики протегрина I, которые селективно поражают клетки бактерии Pseudomonas aeruginosa. Биотехнологическая компания рассчитывает в этом году вывести синтезированное соединение на первый этап клинических испытаний.

Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) — грамотрицательная подвижная палочковидная бактерия, обитает в воде и почве и условно патогенна для человека. P. aeruginosa обнаруживается при абсцессах и гнойных ранах, ассоциирована с энтеритами и циститами. Синегнойная палочка — один из самых распространенных возбудителей нозокомиальных инфекций ввиду того, что P. aeruginosa особенно легко поражает лиц с ослабленным иммунным статусом. Факторами патогенности P. aeruginosa является наличие подвижности, синтез токсинов, продукция гидролитических ферментов. Прогноз ухудшается вследствие высокой резистентности синегнойной палочки к действию антибиотиков. P. aeruginosa устойчива к действию многих бета-лактамов, аминогликозидов, фторированных хинолонов. В настоящее время для борьбы с этим микробом используются высокотоксичные антибиотики группы полимиксинов (например, колистин). Но специалисты уже отмечают появление штаммов синегнойной палочки, устойчивой и к колистину.

Протегрин I — это антимикробный пептид, выделенный из нейтрофилов свиньи, вызывающий формирование больших пор в бактериальной мембране. Эффективность его синтетического аналога изеганана, разработанного в 2004 году биотехнологической компанией IntraBiotics Pharmaceuticals Inc. (теперь Ardea Biosciences Inc.), не нашла клинического подтверждения.

В своей работе специалисты Цюрихского университета и Polyphor продемонстрировали, что синтетические эпитопные миметики протегрина — пептидные фрагменты, аналогичные той части протегрина, которая распознается антителами иммунной системы — способны уничтожать P. aeruginosa за счёт ингибирования синтеза белков с липополисахаридами (LPS), необходимых бактерии для формирования наружной мембраны. Это совершенно иной механизм воздействия на синегнойную палочку, чем у природного протегрина I, но он показал эффективность и может найти применение в клинической практике.

Эффективность созданных ими аналогов протегрина I швейцарские учёные проверили на нескольких штаммах синегнойной палочки, которые были устойчивы к широкому спектру антибиотиков. Два кандидата-миметика показали очень высокую, 90-процентную эффективность.

В экспериментах на мышах с септицемией (наличие в крови гноеродных микроорганизмов и их токсинов без образования гнойников в органах и тканях) количество летальных исходов сокращалось уже при применении доз 0.25—0.55 мг на 1 кг веса, в то время как при традиционной терапии необходимая доза антибиотика гентамицина составляет 2,9—3,1 мг/кг.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

по материалам SciBX