Соматические клетки птиц изначально «знают», какому полу они принадлежат

Группа биологов из Великобритании и Южно-Африканской Республики установила, что соматические клетки птиц (все клетки тела, кроме половых) изначально «знают», организму какого пола они принадлежат.

У человека, как и у других млекопитающих, на первом этапе развития эмбрионы неразличимы по полу. Дифференциация происходит примерно через семь недель, когда начинают формироваться гонады, выделяющие специфические гормоны; в определении пола участвует ген Y-хромосомы, под влиянием которого и развиваются мужские половые железы. Биологи предполагали, что этот механизм должен действовать у всех позвоночных.

У кур, однако, соответствующего гена, который определял бы пол, обнаружено не было. Одного из авторов работы, профессора Эдинбургского университета Майкла Клинтона (Michael Clinton), давно интересовал этот вопрос, и он согласился осмотреть «странных» кур, о которых ему сообщил один из его знакомых. У этих птиц на более развитой стороне тела были белые перья, а на другой — коричневые.

Птицы оказались гинандроморфами — организмами, демонстрирующими признаки разных полов на различных участках тела. Зная о том, что у петухов имеются две хромосомы Z, а у кур — хромосомы Z и W, исследователи взяли пробы крови и кожи с обеих сторон тела птиц, надеясь обнаружить клетки с «недостающими» половыми хромосомами. Это помогло бы выяснить, какая из хромосом — Z или W — содержит ген, определяющий пол.

«Наши предположения, впрочем, оказались полной ерундой», — говорит ученый. На обеих сторонах тела птиц присутствовали обычные мужские (ZZ) и женские (ZW) клетки, просто их распределение было неравномерным.

Отсюда можно сделать вывод о том, что клетки птиц не ждут сигнала от половых желез, а сами «выбирают» свою половую принадлежность. Об этом говорят и данные экспериментов: ориентируясь по специфическим молекулам РНК, исследователи определяли половую принадлежность эмбриона уже через 18 часов после оплодотворения, задолго до формирования гонад. Когда клетки эмбрионов одного пола пересаживали эмбрионам другого пола, они со временем становились частью гонад в развивающемся организме, но при этом сохраняли признаки пола исходного организма.

Полная версия отчета опубликована в журнале Nature.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

15.03.2010