Молчание генов

Малые интерферирующие РНК (siRNA), которые могут эффективно отключать конкретные гены, впервые были использованы для лечения рака кожи у людей.

В 2006 году Эндрю Файр и Крейг Мелло получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за работы по изучению РНК-интерференции у нематоды C. elegans, опубликованные в 1998 году. Это явление положено в основу принципиально нового терапевтического подхода — целенаправленного «заглушения» определенных нежелательных генов и, как следствие, прекращение синтеза с них конкретного белка.

Марк Дэвис и его коллеги из Калифорнийского технологического института в Пасадене (California Institute of Technology, США) разработали метод доставки частиц, содержащих siRNA для терапии меланомы. Биопсия опухолей, подвергавшихся такому лечению, продемонстрировала, что созданные частицы эффективно доставляют siRNA и подавляют ген RRM2, необходимый раковым клеткам для деления.

Исследователи создали частицы из двух типов полимеров, белка, который связывается с рецепторами на поверхности раковых клеток и малых интерферирующих РНК. Данные siRNA были специально разработаны для того, чтобы предотвратить трансляцию с гена RRM2 путём связывания с матричной РНК и её последующей ферментативной деградации.

Данные комплексные частицы диаметром 70 нм вводились в кровоток пациентов и они циркулировали по организму до тех пор, пока не попадали в капилляры, питающие опухоль. Благодаря наличию в частице специфического белка, комплекс связывался с раковой клеткой и проникал внутрь, высвобождая siRNA. Остатки комплексной частицы настолько малы, что спокойно отфильтровываются и выводятся из организма с мочой. В испытании препарата приняли участие 15 пациентов.

Этот метод на основе РНК-интерференции давно пытаются ввести в клиническую практику. Однако основным недостатком применения данного метода для терапии заболеваний является проблема его доставки к нужным генам, в органы, где его действие необходимо. Усилия учёных сосредоточены на преодоление гематоэнцефалического барьера векторами, несущими миРНК, а также проблемой доставки именно в место локализации «неправильно» работающих генов.

Так, в 2006 году, спустя 8 лет после открытия феномена РНК-интерференции, американская фармацевтическая компания Sirna Therapeutics начала испытания нового лекарства, цель которого — излечение возрастной слепоты, так называемой возрастной макулярной дегенерации сетчатки (вызвана неконтролируемым ростом кровеносных сосудов в центральной части сетчатки и приводит к потере зрения). Однако препарат, который тестировала компания, не был одобрен. Неудачной оказалась и попытка американской компании OpkoHealth. Созданный препарат прошёл фазу II клинических испытаний, но оказалось, что лекарство действовало не только на белковый синтез, но и вызывало иммунный ответ. На сегодняшний день для лечения возрастной слепоты одобрено лишь одно лекарство на основе интерферирующей РНК — «Макуген». Его вводят инъекционно в глазное яблоко, так что лекарство действует локально, там, где его действие необходимо.

По мнению авторов работы теперь синтез любого белка может регулироваться. Однако другие учёные обращают внимание на необходимость провести большее количество исследований. Однако отмечают, что переход от животных моделей к терапии у людей свидетельствует о перспективности применения данного метода в клинической практике.

Результаты данной работы опубликованы в Nature.

26.03.2010