«Плохие» клетки не будут узнавать друг друга

Различные тяжелые болезни связаны с распространением патологического процесса по организму. Таковы, например, рак и бактериальные инфекции. Поэтому ученые ищут не только причины возникновения недугов, но и способы затормозить их течение. Известно, что патологическая клеточная экспансия не может обойтись без взаимодействия клеток друг с другом. Но как нарушить процессы распознавания своего окружения бактериями и раковыми клетками? Найдя ответ на этот вопрос, можно будет создавать лекарства с принципиально новым механизмом действия.

Биохимики из Фармацевтической школы Университета Восточной Англии (Норвич, Великобритания) совместно со своими датскими коллегами из Исследовательского центра компании «Карлсберг» обнаружили группу молекул, способных подавлять распространение раковых и бактериальных клеток. Результаты этих исследований опубликованы в журнале Nature Chemical Biology http://www.nature.com/nchembio/journal/vaop/ncurrent/abs/nchembio.343.html

Поверхность многих самых разных клеток — в том числе раковых и бактериальных — покрыта сложными молекулярными структурами, состоящими из углеводов. Это покрытие влияет на распознавание клетками друг друга. В формировании сложных углеводных структур, которые выстилают клеточную поверхность, ключевая роль принадлежит ферментам гликозилтрансферазам. Они соединяют вместе отдельные углеводные «кирпичики», наращивая молекулы простых по структуре сахаров в длинные и разветвленные углеводные структуры. Ученые нашли, что синтетические производные предшественника сахаров, известного как UDP-галактоза, эффективно блокируют работу гликозилтрансфераз. Тем самым нарушается молекулярная основа для межклеточного взаимодействия.

Как считают сами ученые, результаты их исследований могут привести к существенному прогрессу в лечении рака, воспалительных и инфекционных болезней. «Эти мощные ингибиторы фермента могут стать основой для противораковых и антибактериальных лекарств с принципиально новым механизмом действия», — убежден руководитель работы доктор Герд Вагнер из Университета Восточной Англии.

07.04.2010