Представлен метод изучения структуры вирусов, обеспечивающий атомарное разрешение

Биологи из США и Китая воссоздали трёхмерную структуру вируса по изображениям с разрешением в 3,3 Å.

Обложка текущего номера журнала Cell с иллюстрацией к рассматриваемой работе.

Размер атома водорода, напомним, примерно соответствует 1 Å; приблизительно такое же расстояние разделяет атомы водорода в молекуле воды.

Исследование структуры проводилось по методике криоэлектронной микроскопии. От традиционных технологий её выгодно отличает простота подготовки образца: его быстро замораживают, и он сохраняется в своём «естественном» состоянии. Возможности применения конкурирующей рентгеновской кристаллографии, к примеру, серьёзно ограничивает то, что многие вирусы и белки плохо поддаются кристаллизации.

Предметом изучения стал аквареовирус — безоболочечный вирус семейства Reoviridae, поражающий водных животных. Механизм инфицирования, характерный для безоболочечных вирусов, был изучен недостаточно, и в ходе исследования биологи установили некоторые ранее неизвестные детали процесса.

«Новые данные помогут противодействовать заражению и создать «полезные» вирусы, которые будут доставлять лекарственные средства, — говорит участник исследования Хун Чжоу (Hong Zhou) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — За миллионы лет эволюции вирусы превратились в чрезвычайно эффективные средства доставки веществ в клетки; нам лишь нужно правильно использовать их свойства».

«Мы продемонстрировали возможность изучения структуры с атомарным разрешением при использовании одной лишь криоэлектронной микроскопии, — резюмирует ведущий автор работы Син Чжан (Xing Zhang), коллега г-на Чжоу. — Эффективность методики доказана, и теперь её популярность должна расти».

Полная версия отчёта опубликован в журнале Cell.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

08.05.2010