Геном вши удивил чрезвычайным аскетизмом

Генетический код платяной вши (Pediculus humanus humanus), паразитирующего насекомого, обитающего на одежде и теле людей расшифровали учёные из 28 институтов из США, Австралии, Европы и Южной Кореи во главе со специалистами из университета Иллинойса (University of Illinois).

Выяснилось, что P. humanus humanus обходится самым маленьким среди насекомых "кодом жизни". Геном платяной вши содержит всего 108 миллионов пар нуклеотидов ("букв" ДНК) – для сравнения, в геноме человека их около трёх миллиардов.

В пресс-релизе университета Иллинойса, авторы предполагают, что подобный "генетический аскетизм" прямо связан с тонкой специализацией нательной вши: тем, что она обитает только в одной экологической нише и использует единственный источник пищи. Это позволило со временем отбросить все "лишние" гены, например, большинство отвечающих за чувства вкуса и обоняния.

Из практически полезных результатов расшифровки можно особенно выделить, что у P. h. Humanus по сравнению с другими насекомыми наименьшее количество генов, связанных с системами детоксикации. Это значит, что можно разработать инсектициды против платяных вшей.

Также биологи обнаружили в теле вши бактерию-симбионта Candidatus riesia pediculicola, производящую для хозяина витамин B5. Для лучшего понимания природы вши, специалисты расшифровали заодно и геном этой бактерии. Как и в случае P. h. humanus он оказался куда короче, чем у свободноживущих "родственников".

Статья учёных опубликована в PNAS.

Источник: Science Daily