Клетки кожи удалось превратить в сердечные миоциты

Биологи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско сумели трансформировать фибробласты в сердечные миоциты, избавившись от необходимости перевода клеток в промежуточное «стволовое» состояние.

В здоровом сердце соседствуют разные типы клеток, в число которых входят мышечные кардиомиоциты и сердечные фибробласты (клетки соединительной ткани). Доминирующее положение в образующейся при повреждении сердца рубцовой ткани занимают фибробласты, вследствие чего полностью восстановиться орган, поражённый, к примеру, сердечным приступом, не может. Ранее авторы пытались решить эту проблему с помощью стволовых клеток, но потерпели неудачу: получить зрелые кардиомиоциты не удалось.

В своих новых опытах учёные работали с кожными и сердечными фибробластами мышей. Определив 14 факторов транскрипции, которые играют важную роль в развитии сердца, они доставили соответствующие гены в клетки, используя ретровирусы в качестве переносчиков. Число факторов постепенно уменьшали, и в результате выяснилось, что наилучшие результаты показывает следующая тройка: Gata4, Mef2c и Tbx5. Эта «смесь» оказалась гораздо более эффективной, чем начальный состав.

Уже через несколько недель клетки демонстрировали все основные характеристики кардиомиоцитов: они сокращались точно так же, как обычные клетки сердечной мышцы, и имели соответствующий профиль экспрессии генов. «Если действовать по методике, предполагающей использование индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, в кардиомиоциты превратится только 0,1% фибробластов, — замечает ведущий автор работы Дипак Шривастава (Deepak Srivastava). — А мы достигли уровня в 20%».

Биологи также попробовали перенести клетки в сердце мышей всего через один день после обработки; опыт оказался удачным, поскольку фибробласты в организме изменялись аналогичным образом. «Этот результат позволяет надеяться на то, что клетки можно будет «перепрограммировать», не удаляя их из сердца», — говорит г-н Шривастава.

Сокращение полученного кардиомиоцита:

Полная версия отчёта опубликована в журнале Cell.

Подготовлено по материалам Nature News.

09.08.2010