Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Признание - за знания

Признание - за знания

Известное высшее учебное заведение, ежегодно обучающее тысячи молодых медицинских кадров, в новый учебный год вступило в новом качестве, вернув традиционное определение Первого, получив статус университета, и выбрав ректора. Неофициальное, но очень почетное и символичное название «Первый Мед» получило подтверждение на деле. Отныне вуз официально именуется 1-м Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова.

О положении дел в университете, о перспективах его сегодня корреспондент «МГ» Алексей ПАПЫРИН беседует с новым ректором 1-го МГМУ им. И.М. Сеченова, членом-корреспондентом РАМН, профессором Петром Глыбочко.

Без перерыва и передышек

- Петр Витальевич, «Primus inter pares» («первый среди равных») – таков девиз на эмблеме университета. И заслуженно он считается одним из ведущих медицинских вузов мира. В чем же, так сказать, успех?

- При всей заслуженной гордости за вековые успехи и традиции, необходимо обратить внимание на часть высказывания, что мы первые среди все-таки равных: это четкое напоминание – чрезмерно расслабляться и почивать на лаврах не стоит. Мы работаем в достаточно сильном и жестком конкурентном пространстве. Поэтому университетский статус необходимо постоянно подтверждать и доказывать.

Секрет нашего успеха – в постоянном развитии, без перерывов и передышек. В сочетании, безусловно, славных традиций с прорывными инновациями. Мы готовим врачей XXI века, подразумевая под этим – завтрашнего дня. То есть людей, знакомых с современными, а также перспективными методиками и технологиями, интересующихся наукой, неравнодушных и всю жизнь повышающих профессиональную квалификацию, в том числе, с помощью своей альма-матер. Только тогда этот врач будет лучшим специалистом среди коллег, то есть реально являться тем самым «Primus inter pares». И прославлять своей деятельностью «Первый Мед».

Наше имя утверждено многими поколениями блестящих выпускников, а так же ученых, медиков-практиков и преподавателей. Мы всегда были чем-то лучше – пусть даже на шаг, на полшага. И каждый из нас – профессорско-преподавательского состава, студентов, выпускников, молодых специалистов, аспирантов – ловит на себе уважительные взгляды, когда говорит, что он – из Первого Меда. Это «знак качества».


Без амбиций нет успеха

- Какие области развития современной медицины, на ваш взгляд, наиболее перспективны? Какие направления выбирать молодым ученым-медикам, чтобы быть гарантированно востребованными?

- Однозначного ответа не даст никто, любая область исследований сегодня перспективна. Наиболее крупные прорывные технологии и открытия нас ждут на стыках дисциплин и направлений: там, где исследования не очень соприкасались, хотя, возможно, были смежными.

Без узкой специализации в нынешнем огромном потоке знаний, конечно, не обойтись. Но для того, чтобы состыковать направления, нужны менеджеры науки особого плана: хорошие организаторы, стратеги, энциклопедисты, способные быстро вникнуть в общую суть даже малознакомой проблемы, расставит приоритеты и вычленить главное из потока информации, восприимчивые к идеям, знающие потенциальные кадры и способные привлечь к работе носителей именно тех знаний, которые на данный момент необходимы. Это своеобразные Королёвы и Курчатовы наших дней. Из известных отечественных медиков названным даром обладал Николай Иванович Пирогов, наш, кстати, выпускник, 200-летний юбилей которого мы отметили недавно.

Так как наука все более дробиться на очень узкие специализации, потребность в объединяющих менеджерах только возрастает. И их, возможно, следует обучать специально или вычленять и готовить потенциальных руководителей в студенческой научной среде.

К тому же важнейшая составляющая любого успеха – и в первую очередь научного – наличие амбиций, желание рисковать, пытаться добиться чего-либо, на первый взгляд, невозможного. Это справедливо даже при недостатке знаний и опыта, как часто бывает у начинающих ученых. Зачастую именно фантастические идеи приводят к фантастическим открытиям.


- «Первый Мед» всегда славился выпускниками. На Ваш взгляд, какими качествами должен отличатся современный врач?

Безусловным профессионализмом, так как цена ошибки может быть очень высока. Что подразумевает знание и опыт, стремление быть в курсе всех современных тенденций своей медицинской тематики, повышать квалификацию, не отставать от жизни.

Не менее важно и то, чтобы работа являлась одновременно призванием. Под этим я понимаю умение не злоупотреблять знаниями, статусом и опытом, не лениться душой, сочетать человечность и сочувствие с необходимым самообладанием. Врач – это непростая моральная и физическая ноша. Человек, после принятия клятвы обязанный бескорыстно помогать нуждающимся везде и всегда, забыв про усталость, плохое настроение, прерванный досуг, боязнь запачкаться. Эти качества надо в себе воспитывать и поддерживать.


- Можете назвать наиболее известных выпускников вуза?

- 1-й МГМУ является колыбелью большинства отечественных медицинских школ, научных медицинских обществ. Причем очень давно – с 1758 г. Поэтому легче перечислить, кто из великих отечественных медиков не имеет к нашему вузу отношения. Немало известных медиков и ученых – в том числе и семейные династии, университет подготовил и для зарубежных стран.

Навскидку из самых известных выпускников можно назвать Н.В.Склифосовского, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, И.М.Сеченова, А.П.Чехова, М.П.Кончаловского, Е.М.Тареева, А.Я.Кожевникова, С.С.Корсакова, Н.Ф.Филатова, Г.И.Россолимо, В.Ф.Снегирева, В.Н.Виноградова, А.Л.Мясникова, Г.А.Захарьина… Кроме того, с университетом тесно связаны имена Н.А.Семашко, Ф.Ф.Эрисмана, В.Х.Василенко, А.П. Арзамасцева.


- Врачи каких специальностей больше всего нужны Москве и Подмосковью? Каким специалистам труднее всего устроиться на работу?

- Ответ очень краток. Я полагаю, что трудоустроиться трудно тому, кто плохо подготовлен. Классные специалисты, способные продолжать свое развитие, требуются всегда и везде. Настоящих профессионалах – вечный дефицит.


- Могут ли выпускники университета без подтверждения диплома работать на Западе? Много ли врачей туда уезжают?

- Уезжают, но немногие. При этом каждая национальная система здравоохранения имеет свой порядок допуска к врачебной деятельности. По имеющейся информации наши выпускники за рубежом успешны в своей профессии.

Кроме того, наш университет является лидером среди медицинских вузов России по числу иностранных обучающихся из 75 стран мира. То есть сотни зарубежных студентов ежегодно получают у нас диплом, который высоко котируется на их родине.

В числе выпускников этого года были представители США, Израиля, Западной Европы, где, как вы понимаете, тоже есть очень хорошие медицинские вузы. Некоторые из этих студентов носят привычные нам фамилии – по всей видимости, являются детьми российских эмигрантов. Вероятно, их родители оканчивали наш же вуз, нормально трудоустроились за границей и теперь, имея достаточно широкий выбор, все-таки предпочитают отправлять отпрысков именно в российскую альма-матер. Надо полагать, доверяют и уровню образования, и престижности диплома.


Соответствовать общемировым тенденциям

- Как повлиял кризис на государственное финансирование «Первого Меда? Из чего состоит бюджет университета?


- Бюджет университета складывается из выделяемых федеральных средств и денег, которые вуз зарабатывает самостоятельно: от оказания платных образовательных и медицинских услуг, грантов на науку и обучение. Нельзя сказать, что государственное финансирование совсем уж скудное.
Бюджет, конечно, поддерживает высшую школу. Другое дело, что быстро растут и наши потребности, в том числе, и для инновационных внедрений, постоянного повышения качества образования, научной работы и практической медицины. Кроме того, мы должны поддерживать привлекательный уровень зарплат, оказывать адресную социальную помощь сотрудникам и обучающимся. Поэтому стремимся к увеличению доли самостоятельно зарабатываемых средств, то есть к тому, чтобы соответствовать общемировым тенденциям высшей школы.


- Это проблема, безусловно, актуальная и интересная. Действительно, перспективы развития предусматривают расширение возможностей дополнительного финансирования…

Именно с целью привлечь больше внебюджетных средств сейчас проводятся интенсивные внутренние преобразования для оптимизации расходов, сокращения дублирующих структур, повышения качества и разнообразия предоставляемых образовательных, медицинских и научных услуг, выстраивания современной маркетинговой политики. То, что называется структурной реорганизацией. Да, это требования сегодняшнего дня, о чем мы уже говорили, выполнение которых позволяет не только выжить, но и сохранять лидирующие позиции.

Например, множество наших клиник, кадровый и технический потенциал которых – не просто на мировом, а на лидирующем мировом уровне, объединены в пять крупных больниц. Это позволяет не только сократить расходы, но и значительно повысить внутреннее взаимодействие различных структур, стимулировать подразделения дополнять друг друга.

Ведь под управлением университета – почти 140 зданий в Москве, заметную часть из которых занимают именно клиники. Бывает, они функционируют отдельно друг от друга просто от отсутствия информации и некоего объединяющего начала. Их деятельность скоординировать непросто, но необходимо. Это по-настоящему современный подход и современный менеджмент.

Ведь несерьезно, если уважаемый врач одной клиники отправляет пациента лечиться, скажем, за границу просто от незнания того, что другая клиника его же университета оказывает лучшие медицинские услуги по несравнимо более низким расценкам. Также известно, что многие заболевания эффективнее лечатся при участии разнопрофильных специалистов, которые ранее были разведены по разным клиникам, а сегодня объединены в одну больницу.

Это позволяет активнее проводить междисциплинарные консилиумы, прежде всего, в непростых случаях – например, при «букете» болезней, когда лечение одной вызывает осложняющие нагрузки на другие нездоровые органы. В таком случае требуется выработка нескольких индивидуальных и согласованных терапий, методик, графиков при обязательных взаимных консультациях разных специалистов.

Для этого у нас сегодня и происходит объединение клиник и лабораторий в своеобразные взаимосвязанные кластеры. При этом сами клиники никуда, конечно же, не деваются, остаются со своей славной историей, традициями, коллективами и всемирно известными названиями, просто включаясь в некий общий процесс.

Демонстрация такого взаимодействия и несомненной пользы от него для пациентов формирует восприятие студентом специфики будущей врачебной профессии и методик организации своей работы, что является важнейшим элементом получаемого образования.

- Время заставляет медицинские учреждения заниматься экономической, финансовой и хозяйственной деятельностью. Но не все к этому готовы, не все это умеют, этому раньше не обучали. Готовили врачей, а заботу о больницах, клиниках, профильных учебных заведениях брали на себя бюджеты разных уровней и ведомств…

- Как раз с возросшей потребностью в специалистах, знающих одновременно специфику медицинской деятельности, основы организационного менеджмента, закономерности эффективной экономической деятельности и производится обучение по новым специальностям. Например, «Экономика и управление на предприятии в здравоохранении».

Случается, медицинским учреждением руководит всеми признанный корифей своего дела, создатель научной школы, уникальнейший специалист, преданный работе, отличный организатор коллектива, замечательный человек. Но не специалист в экономике, которая для него зачастую не интересна, скучна, приземлена. Он просто раньше этим не занимался, и при той системе данное положение дел было обычным. Сейчас от управления экономикой и финансами предприятия никуда не уйти без риска поставить под удар всю структуру. Следовательно, «светлой голове» нужен специалист «на хозяйстве». Таких менеджеров мы готовим.


Ближе к практике

- Нашу газету в значительной степени интересует ваша клиническая база, основу которой составляют, прежде всего, специалисты, которые в курсе всех современных наработок и сами зачастую являются их инициаторами и создателями. Но современная медицина требует соответствующего оборудования…

- И я хотел бы добавить – людей, умеющих на нем работать. Ведь для необученного специалиста дорогостоящее оборудование стоимостью в миллионы долларов – не более чем набор таинственной аппаратуры, к которой непонятно, с какой стороны подойти. А сложность современного оборудования такова, что для его квалифицированного освоения иногда требуются годы. Чтобы использовать потенциальные возможности не на копейки, а на всю сумму затраченных средств. И чтобы ставить верные диагнозы и назначать правильное лечение… Кроме того, оборудование нужно уметь ремонтировать, настраивать.

К счастью, в нашем университете с современнейшим оборудованием проблем нет – и оно постоянно приобретается. Наш клинический городок укомплектован им очень хорошо – не побоюсь сказать, что на зависть многим мировым медицинским центрам. И используется оно очень активно, а в результате реорганизации его возможности будут задействованы максимально – дорогое оборудование не должно простаивать. Соответственно, и выпускники имеют навыки работы на нем. Кроме того, тысячи специалистов со всей России и из-за рубежа ежегодно проходят у нас курсы повышения квалификации и стажировки все на том же самом современном оборудовании.

То есть вся приобретаемая аппаратура позволяет правильно и своевременно диагностировать болезни, лечить их, а также одновременно давать современное образование и повышать квалификацию, заниматься научными изысканиями.


- Оборудование без людей – ничто. И люди являются основой университетского клинического центра, в котором, судя по всему, лечат любые болезни.

- Наш клинический городок с момента его основания в XIX веке признавался одним из лучших в мире. Его мощности способны ежегодно обслуживать около 50 тыс. стационарных больных и более 300 тыс. – амбулаторных. В состав 5 больниц входят 19 клиник более чем на 3 тыс. мест с центральной клинико-диагностической лабораторией, 11 других лабораторий, отдел лучевой диагностики с семью подразделениями, 16 межклинических лечебно-диагностических служб. Это действительно уникальная структура, формируемая столетиями всемирно признанными светилами медицины

Обучение профессии врача невозможно без ежедневной практической медицины. Только теоретических занятий, совершенных тренажеров или наглядных пособий для получения знаний недостаточно. Невозможно, например, только по тренажеру научится ставить правильные диагнозы в сложных случаях.

Кроме того, прямое общение с пациентами учит состраданию, навыкам индивидуального общения и преодолению различных собственных комплексов. То есть тем понятиям, которые должны быть хорошему специалисту присущи: профессионализму и душевному призванию.

Преподавателям дисциплин тоже необходима постоянная практика

Что сделано, что предстоит сделать

- Петр Витальевич! Так вышло, что официальное объявление о присвоении Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова статуса университета и Ваше избрание на должность ректора ведущего российского медицинского вуза произошли в один день. То есть два весьма знаменательных для Первого Меда события дополнили друг друга. Прошло как раз полгода – срок, когда можно подводить первые итоги. Можно ли кратко обозначить: что удалось сделать за это время?

- Полгода – это и большой срок, и не очень. Какие-то вещи уже осуществлены, а каким-то только дан «зеленый свет». Кроме того, отмечу, что все достижения нашего университета, конечно же, не мои лично, а всего коллектива, включая студентов. И родились не из ничего, а в значительной степени благодаря предыдущим поколениям. О многих нововведениях, например, университетском технопарке, я уже рассказывал.

Прежде всего, хочу напомнить высказывание Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.Голиковой: «Если здравоохранение – система жизнеобеспечения страны, то подготовка медицинских кадров является ее фундаментом». Мы занимаемся подготовкой медицинских кадров высшего звена, а, следовательно, несем ответственность за обеспечение надлежащего качества уровня здоровья населения.

Кроме того, в основе эффективного решения проблем, определенных Стратегией развития здравоохранения-2020, лежит обеспеченность отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами. То есть среди основных направлений деятельности нашего вуза – образования, науки, практической медицины – главное все-таки образование.

Поэтому одно из важнейших достижений последнего времени – появление новых специальностей по наиболее актуальным сегодня направлениям, таким как биотехнология, биоинженерия и биоинформатика, социальная работа, клиническая психология и уже упоминаемая «экономика и управление на предприятии здравоохранения».

Значительные усилия направлены на совершенствование системы непрерывного медицинского образования, подразумевающую довузовский, вузовский и послевузовский этапы подготовки и переподготовки кадров. Мы начинаем искать студентов со школы – самых талантливых и тех, кто уже уверенно выбрал будущую профессию. Заключили соответствующие договора с рядом регионов страны из тех, кто еще не был нами «охвачен», только что открыли под своим патронажем специализированный лицей в Москве… Это есть подзабытая уже профориентационная работа. Которая уже дает результаты: на фоне некоторого падения интереса молодежи к высшей школе нынешний вступительный конкурс в наш университет не уменьшился, а вырос. Заметно увеличилось и число принятых студентов.

Постоянно совершенствуется образовательный процесс. Приобретено много современного оборудования, мультимедийные комплексы, открываются компьютерные аудитории и интернет-залы. Говоря иначе, активно формируется инновационное образовательное пространство, модернизируется учебный процесс. Ведется работа по организации комплекса электронного образования с применением дистанционных кейсовых и веб-технологий.

Наша университетская библиотека считается крупнейшей медицинской библиотекой Европы и СНГ. И этим надо не просто гордиться. Инициирована задача развития автоматизированных и компьютерных технологий по вопросам как книгообеспечения, так и книговыдачи, перевода фондов на электронные носители с приданием статуса национальной российской научно-медицинской библиотеки.

Что касается послевузовской подготовки, переподготовки, повышения квалификации, то начато внедрение дистанционного образования. Эта система делает послевузовское обучение и профессиональное развитие действительно непрерывным. Работники практического здравоохранения смогут получать новейшую информацию, подготовленную и структурированную ведущими учеными и преподавателями университета по прямому каналу связи. Активное применение дистанционных технологий позволит во многом снизить себестоимость обучения, оптимизировать учебный процесс, своевременно отвечать на потребности врачей-специалистов, организаций и учреждений в получении новых знаний.

На заседании Учёного совета университета утверждено 37 основных направлений научной деятельности. То есть, определены те приоритеты, которым будет уделяться особое внимание – прежде всего, в деятельности 6 университетских научно-исследовательских институтов. Один из них, кстати, тоже появился в самое последнее время. Речь идет о НИИ Уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, весьма актуальном, в свете демографической ситуации, направлении.

На базе этого НИИ, в свою очередь, сформирован Центр репродуктивного здоровья – для реализации междисциплинарного научного подхода, а также клинического и педагогического процессов в части сохранения и восстановления репродуктивного здоровья населения.
То есть по всем направлениям университетской деятельности мы стремимся держать руку на пульсе времени и оставаться первыми.


14.01.2011

Привязка к разделам:  МГМУ | Обучающимся | Сотруднику | Новости | Новости Первого МГМУ

Назад