Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Основные направления деятельности образовательных учреждений по совершенствованию системы подготовки медицинских кадров

Основные направления деятельности образовательных учреждений по совершенствованию системы подготовки медицинских кадров

Доклад ректора Первого МГМУ им. И.М. Сеченова П.В. Глыбочко на расширенном заседании Коллегии «Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 году и задачах на 2011 год».

            В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широко образованный специалист, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с потребностями отрасли. Современная система подготовки врача должна формировать у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей жизни.

            Как определено «Концепцией развития здравоохранения – 2020», одним из системообразующих факторов, определяющих эффективное функционирование системы здравоохранения, является наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением РФ.

Проведенный первичный анализ баз данных созданного в 2010 году Федерального регистра медицинских работников выявил как минимум три проблемных вопроса. Это возрастной состав, в котором 30% медработников достигли пенсионного возраста; уровень обеспеченности специалистами – в среднем по России этот показатель немногим превышает 44% на 10 тысяч населения; квалификационный состав, который не соответствует современным требованиям.

В связи с этим, выполняя сегодня программы модернизации здравоохранения и образования, мы должны понимать, что кадровое обеспечение, качественная, целенаправленная подготовка специалиста – задача историческая!

Решение основных задач модернизации здравоохранения, весомая финансовая поддержка, выделяемая Правительством РФ региональным системам здравоохранения, о которой говорила Министр Татьяна Алексеевна Голикова, должны сформировать новые подходы к кадровой политике отрасли.

            Безусловно, медицинский вуз сегодня должен гарантировать подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем компетенций, способного обеспечить клиническую эффективность применяемых технологий и стандартов оказания медицинской помощи. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения будут введены с сентября текущего года. Инновационная составляющая новых стандартов призвана обеспечить формирование надлежащих компетенций и их преемственность на послевузовских этапах подготовки. Мы должны в кратчайшие сроки разработать государственные стандарты послевузовского профессионального образования с целью планомерного перехода от системы сертификации специалиста к аккредитации. Новый подход сможет обеспечить накопительную систему на основе модульных программ и дистанционных технологий.

Говоря о внедрении современных информационных систем, как одного из компонентов программы модернизации здравоохранения, мы должны признать, что в настоящее время мы только начали движение к формированию единого информационного пространства. Сегодня от нас не просто требуется приобрести компьютеры и подключить их к интернету, мы должны осознать необходимость создания комплексной системы информатизации медицинских учреждений, сформировав реальное информационное пространство медицинского учреждения от электронной истории болезни и госпитального регистра до полноценной сети. Только при таком условии мы сможем получить  эффективность, как относительно управления качеством медицинской помощи, так и системы профессиональной переподготовки. Одним из государственных проектов, реализуемых сегодня нашим министерством, под личным контролем Татьяны Алексеевны, является организация Центральной федеральной электронной медицинской библиотеки с созданием электронно-справочной системы для работы в режиме удаленного доступа и он-лайн, как для студентов, так и для врачей-специалистов.

Анализируя сегодня целевую систему подготовки медицинских кадров, мы видим, что существующий порядок формирования целевых направлений на подготовку  оказался во многом не эффективным. Руководители органов управления здравоохранения в субъектах РФ формируют целевой заказ не целенаправленно, а зачастую хаотично. Кардинальное совершенствование системы целевой подготовки специалистов – наша общая задача! Вузы готовы и способны готовить кадры, но прежде всего,  как справедливо отмечала министр, в получении необходимого специалиста должна быть заинтересована региональная власть, будь то в районном центре или на селе. Регион должен обеспечить комплекс мероприятий, как на протяжении обучения, так и затем для поддержки молодого специалиста, обеспечив ему необходимый социальный пакет. В настоящее время по инициативе министерства обсуждается пилотный проект по финансовой поддержке целевой подготовки с привлечением субсидий и региональных выплат.

В связи с отменой клинической интернатуры с 2015 года, уже сейчас видится целесообразным разработка принципиального механизма целевой подготовки в интернатуре и клинической ординатуре на основе государственного заказа с формированием возможных инфраструктурных центров и закрепления образовательных учреждений за территориями.  

Обучение в клинической ординатуре также требует современного переосмысления ранжирования длительности обучения в ординатуре (от 1 года до 5 лет) в зависимости от профиля терапевтических или хирургических специальностей. И здесь мы должны в первую очередь обеспечить целенаправленную подготовку специалистов для реальных нужд практического здравоохранения.  

В связи с этим, основными направлениями по совершенствованию послевузовского этапа подготовки являются:

 – введение новых,  ориентированных на единые порядки и стандарты оказания медицинской помощи учебно-тематических планов и программ;

 – обеспечение современного уровня качества подготовки на основе приобретенных компетенций необходимого уровня с учетом принятых стандартов оснащения лечебных подразделений;

 – разработка и внедрение профессиональных допусков после прохождения различных форм послевузовского образования и переподготовки.

 Нам представляется, что сегодня необходимо формировать принципы создания образовательного кадрового континуума целевой подготовки в системе непрерывного медицинского образования – от додипломного уровня через всю профессиональную жизнь.

Безусловно, говоря о совершенствовании системы подготовки медицинских кадров, о путях и задачах современного этапа модернизации здравоохранения, нельзя не сказать, пожалуй, о самом важном, без чего ни одна из наших деклараций не будет реализована – о клинических базах вузов. От этого во многом зависит решение проблемы унификации требований к подготовке, а также формирование профессиональных компетенций современного специалиста. Статистика наличия собственных клинических баз, находящихся в оперативном управлении у медицинских вузов России свидетельствует, что лишь у 13 из 55 высших образовательных учреждений такие базы есть, причем их мощность только у 2-3 вузов может обеспечить  многопрофильный лечебный и учебный процесс.

На наш взгляд, необходимо вернуться к срочному рассмотрению современной модели нормативно-регулируемых взаимоотношений с потенциальными работодателями, для того, чтобы медицинские вузы не оказывались в роли просителя,  профессорско-преподавательский состав мог оказывать консультативную и лечебно-диагностическую помощь, студенты имели возможность проходить полноценную практическую подготовку в любом регионе страны, где работает медицинский вуз.

При разработке нормативной базы клинической больницы  мы должны в первую очередь определять ее как образовательно-научно-лечебный комплекс, клинический центр высокотехнологичной медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий для консультаций и оперативного решения лечебно-диагностических вопросов в регионах . Мы не должны дублировать городские и областные больницы по уровню оказания медицинских услуг. Клиническая больница должна соответствовать по оснащению, уровню и качеству оказания медицинской помощи самым современным стандартам, что  также будет способствовать подготовке и переподготовке специалистов на качественно новом уровне.

Мы многое делаем сегодня по совершенствованию подготовки медицинских кадров для нужд практического здравоохранения. Но в условиях модернизации здравоохранения, инновационной траектории развития страны, которую определил президент РФ Д.А. Медведев, весьма важным остается подготовка научных исследователей. Существенным фактором развития медицинской науки в целом должна стать вузовская наука. На наш взгляд, мы должны уже сегодня понимать, кто завтра придет в современную научную лабораторию, кто сможет формировать потенциал медицинской науки. Нам необходимо продумать систему подготовки исследовательских кадров биомедицинского и фармацевтического профиля, способных работать на самом современном оборудовании, разрабатывать новые подходы и технологии к диагностике и лечению различных заболеваний, создавать  инновационные лекарственные средства. Возможным решением подготовки научных кадров для биомедицинской и фармацевтической отрасли может стать опыт организации научно-образовательных центров в ведущих вузах страны.

Не могу не остановиться и на необходимости развития еще одного важного положении «Концепции развития здравоохранения» – повышении эффективности управления. Нам необходимо разработать сетевую программу подготовки и переподготовки управленческих кадров в системе здравоохранения, в основе которой будут отражены современные целевые индикаторы и механизмы реформирования системы здравоохранения, принципы и подходы международных программ делового администрирования, в том числе, таких как МВА. Эта программа, на наш взгляд, должна не только начать подготовку управленцев нового поколения, но также обеспечить дополнительную профессиональную переподготовку действующих руководителей.

Мы никогда не сможем надеяться на позитивные результаты любых преобразований пока не научимся сами и не научим специалистов нового поколения формировать, укреплять и управлять  здоровьем. В 2010 году на базе вузов начата подготовка специалистов центров здоровья по формированию здорового образа жизни. По инициативе нашего министерства и Всероссийской партии «Единая Россия» стартовал Всероссийский конкурс «ВУЗ здорового образа жизни». Нам необходимо сегодня не только шире пропагандировать здоровый образ жизни, но и разработать основные принципы общественного здоровья населения нашей страны, внедрять их в современную систему подготовки медицинских кадров.

Таким образом, путями совершенствования подготовки специалистов системы здравоохранения должны явиться:

 – внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и разработка государственных стандартов послевузовского профессионального образования;

– создание образовательного кадрового континуума целевой подготовки в системе непрерывного медицинского образования – от додипломного уровня через всю профессиональную жизнь;

 – разработка «Положения о клинической больнице» (клинической базе) с обязательным определением нормативно-правовых отношений, статуса клинической больницы как образовательно-научно-лечебного центра со стандартом ее оснащения;

– разработка сетевой программы подготовки и переподготовки управленческих кадров в системе здравоохранения;

– формирование основных принципов общественного здоровья с обязательным внедрением их в систему подготовки и переподготовки медицинских кадров.      

 


30.03.2011

Привязка к разделам:  Сотруднику | Новости | Новости Первого МГМУ

Назад