Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Образование современное и непрерывное

Образование современное и непрерывное

Одним из наиболее запоминающихся выступлений первого пленарного заседания II Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование – 2011», стал доклад ректора нашего университета, член-корр. РАМН, профессора Петра Витальевича Глыбочко  «Приоритеты медицинского образования в условиях модернизации здравоохранения». Кстати, именно «Первый Мед» стал организатором как конференции, так и вызвавшей немалый интерес выставки.

Напомним, что давшее всему мероприятию рабочий настрой пленарное заседание было посвящено модернизационным тенденциям в медицинском образовании и их внедрению в практику подготовки как молодых специалистов-медиков, так и современных преподавателей, владеющих новыми методиками. А так как Первый МГМУ им. И.М. Сеченова – среди признанных лидеров этого процесса, то выступление ректора пользовалось повышенным вниманием участников конференции.

Итак, текст доклада:

«В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широко образованный специалист, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с потребностями отрасли. Современная система подготовки врача должна формировать у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей его жизни.

Как определено «Концепцией развития здравоохранения 2020» одним из системообразующих факторов, определяющих эффективное функционирование системы здравоохранения, является наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением РФ.

В связи с этим, выполняя сегодня программы модернизации здравоохранения и образования, мы должны понимать, что кадровое обеспечение, качественная, целенаправленная подготовка специалиста – задача историческая!

Решение основных задач модернизации здравоохранения, весомая финансовая поддержка, выделяемая Правительством РФ региональным системам здравоохранения, должны сформировать новые подходы к кадровой политики отрасли.

Безусловно, медицинский вуз сегодня должен гарантировать подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем компетенций, способного обеспечить клиническую эффективность применяемых технологий и стандартов оказания медицинской помощи. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения будут введены с сентября текущего года. Инновационная составляющая новых стандартов призвана обеспечить формирование надлежащих компетенций и их преемственность на послевузовских этапах подготовки.

В реализации компетентностного подхода, как основного принципа новых федеральных государственных образовательных стандартов, мы должны максимально обеспечить развитие практических умений. Практические занятия в лабораториях, в клиниках, современные принципы учебной и производственной практики нашли свое отражение в новых ФГОС.

Однако все это представляется недостаточным, если мы не сможем обеспечить новые целевые установки в системе подготовки врача и провизора, которые должны быть способны к самостоятельной работе в первичном звене сразу после окончания вуза. Сегодня мы должны создавать и широко использовать учебно-тренинговые, симуляционные центры, новые формы организации учебного процесса для формирования практических умений. Только такие подходы смогут обеспечить систему максимальной профессионализации, которая должна уже к 4-5 курсу обучения сформировать направление профессиональной карьеры, а на последнем курсе максимально приблизить подготовку к реальной практике.

И здесь от нас требуется создание системы индивидуальной работы со студентами. При этом высокоорганизованная индивидуальная работа со студентами не имеет ничего общего с «самостоятельной работой студентов», которая формально вписывается в наши учебные планы. На деле она зачастую оборачивается откровенным студенческим бездельем. В итоге учиться на старших курсах должно быть не легче, чем на младших, но интереснее – такова стратегическая задача!

Переход на эти рельсы – процесс трудный и болезненный, поскольку большинство преподавателей, увы, так работать не привыкли. Поэтому нам необходимы централизованные организационные и методические разработки и регламенты. В этой связи при поддержке Татьяны Алексеевны восстанавливается работа Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. В настоящее время утверждена структура Совета УМО, в основе которой будут работать профильные учебно-методические советы, формированием которых мы занимаемся в настоящее время. Также утвержден состав Президиума Совета УМО, в который вошли ректоры ведущих медицинских и фармацевтических вузов России и руководитель Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
В настоящее время учебно-методическое объединение завершило работу по анализу типовых учебных планов, которые Вы получите в рамках работы нашей конференции. Ближайшими задачами являются создание официального сайта УМО, разработка и утверждение примерных рабочих программ по дисциплинам ФГОС третьего поколения.

Обсуждая сегодня совершенствование подготовки специалистов в современных условиях, нам необходимо сформировать подходы к непрерывному профессиональному развитию с учетом новых вызовов модернизации системы здравоохранения. В кратчайшие сроки следует разработать государственные стандарты послевузовского профессионального образования с целью планомерного перехода от системы сертификации специалиста к аккредитации, формированию системы профессиональных допусков.

Говоря о внедрении современных информационных систем как одного из компонентов программы модернизации здравоохранения, мы должны признать, что в настоящее время только начали движение к формированию единого информационного пространства. Сегодня от нас не просто требуется приобрести компьютеры и подключить их к интернету, мы должны осознать необходимость создания комплексной системы информатизации вузов.

Сформировав информационное образовательное пространство, мы сможем получить эффективность как относительно системы профессиональной подготовки и переподготовки, так и управления качеством медицинской помощи.

Одним из государственных проектов, реализуемых сегодня нашим министерством под личным контролем Татьяны Алексеевны, является организация Федеральной электронной медицинской библиотеки с созданием электронно-справочной системы для работы в режиме удаленного доступа и он-лайн: как для студентов, так и для врачей-специалистов. Концепция ее создания и работы будет обсуждаться на отдельной секции в рамках нашей конференции.

В связи с чем я хотел бы обратить внимание, что в результате реализации этого проекта с помощью сводного каталога медицинских библиотек станет возможна интеграция их распределенных ресурсов в единое информационное пространство. В каждом учреждении здравоохранения, включая вузы, можно будет получить доступ к любому документу Федеральной электронной медицинской библиотеки и всех медицинских библиотек-участниц проекта, а через связь со сводным каталогом библиотек России – и к документам других крупнейших библиотек страны.

Анализируя сегодня целевую систему подготовки медицинских кадров, мы видим, что существующий порядок формирования целевых направлений на подготовку оказался во многом не эффективным. Руководители органов управления здравоохранения в регионах формируют целевой заказ не целенаправленно, а зачастую хаотично.

Кардинальное совершенствование системы целевой подготовки специалистов – наша общая задача! Вузы готовы и способны готовить кадры, но прежде всего региональная власть, как справедливо отмечала министр, должна быть заинтересована в получении необходимого специалиста, будь то для районном центре или для села.

Регион должен обеспечить комплекс мероприятий как на протяжении обучения, так затем и для поддержки молодого специалиста, обеспечив ему необходимый социальный пакет. В настоящее время по инициативе министерства обсуждается пилотный проект по финансовой поддержке целевой подготовки с привлечением субсидий и региональных выплат.

На недавно проходившем Всероссийском форуме медицинских работников В.В. Путин в своем выступлении отметил необходимость в кратчайшие сроки решить вопросы по порядку прохождения интернатуры. Также, в связи с отменой клинической интернатуры с 2015 года, уже сейчас нам необходимо разработать принципиально новый механизм целевой подготовки в интернатуре и клинической ординатуре на основе государственного заказа. Нужно сформулировать стратегию создания возможных инфраструктурных центров и закрепления образовательных учреждений за территориями.

Обучение в клинической ординатуре также требует современного переосмысления ранжирования длительности обучения (от года до пяти лет) в зависимости от профиля терапевтических или хирургических специальностей. И здесь мы должны в первую очередь обеспечить целенаправленную подготовку специалистов для реальных нужд практического здравоохранения.

Нам представляется, что сегодня необходимо формировать принципы создания образовательного кадрового континиума целевой подготовки в системе непрерывного медицинского образования (от додипломного уровня – через всю профессиональную жизнь).

Безусловно, говоря о совершенствовании системы подготовки медицинских кадров, о путях и задачах современного этапа модернизации здравоохранения, нельзя не сказать, пожалуй, о самом важном, без чего ни одна из наших деклараций не будет реализована – о клинических базах вузов. От этого во многом зависит решение проблемы унификации требований к подготовке, а также формирование профессиональных компетенций современного специалиста. Статистика наличия собственных клинических баз, находящихся в оперативном управлении у медицинских вузов России, свидетельствует, что лишь у 13 из 55 высших образовательных учреждений такие базы есть, причем их мощность только у 2-3 вузов может обеспечить многопрофильный лечебный и учебный процесс.

На наш взгляд, необходимо вернуться к срочному рассмотрению современной модели нормативно-регулируемых взаимоотношений с потенциальными работодателями, чтобы медицинские вузы не оказывались в роли просителя, профессорско-преподавательский состав мог оказывать консультативную и лечебно-диагностическую помощь, студенты имели возможность проходить полноценную практическую подготовку в любом регионе страны, где работает медицинский вуз.

При разработке нормативной базы клинической больницы мы должны в первую очередь определять ее как образовательно-научно-лечебный комплекс, клинический центр высокотехнологичной медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий для консультаций и оперативного решения лечебно-диагностических вопросов в регионах. Мы не должны дублировать городские и областные больницы. Клиническая больница призвана соответствовать по оснащению, уровню и качеству оказания медицинской помощи самым современным стандартам, что также способствовует подготовке и переподготовке специалистов на качественно новом уровне.

В настоящее время такая система создается на базе клинического центра нашего университета. Уже сегодня мы имеем возможность проводить дистанционное обучение специалистов на послевузовском этапе и осуществлять телемедицинские консультации с 14 регионами России. В ближайшие полгода планируется в рамках развития центра телемедицинских консультаций и обучения специалистов включить в эту систему еще 5 региональных центров.

Мы многое делаем сегодня по совершенствованию подготовки медицинских кадров для нужд практического здравоохранения. Но в условиях модернизации, инновационной траектории развития страны, которую определил Президент РФ Д.А. Медведев, весьма важной становится подготовка научных исследователей. Существенным фактором развития медицинской науки должна стать вузовская наука.

Мы должны уже сегодня понимать, кто завтра придет в современную научную лабораторию, кто сможет формировать потенциал медицинской науки. Нам необходимо продумать систему подготовки исследовательских кадров биомедицинского и фармацевтического профиля, способных работать на самом современном оборудовании, разрабатывать новые подходы и технологии диагностики и лечения различных заболеваний, создавать инновационные лекарственные средства.

Возможным решением подготовки научных кадров для биомедицинской и фармацевтической отрасли может стать опыт организации научно-образовательных центров в ведущих вузах страны. В этой связи нами начато создание первого GxP – «джи-экс-пи» – центра, основной задачей которого будет формирование научного резерва для вузов и научно-исследовательских центров биомедицинского профиля, высокопрофессиональных ученых и других специалистов, обладающих креативным мышлением, академически мобильных, способных генерировать идеи, управлять научными биомедицинскими исследованиями и разработками.

В заключении не могу не остановиться на необходимости развития еще одного важного положении «Концепции развития здравоохранения» –повышения эффективности управления. В системе медицинского образования необходимо разработать сетевую программу подготовки и переподготовки управленческих кадров здравоохранения. В основе которой будут отражены современные целевые индикаторы и механизмы реформирования системы здравоохранения, принципы и подходы международных программ делового администрирования, в том числе таких как МВА – «эм би эй».

В настоящее время в нашем университете создается Медицинская бизнес-школа, которая начнет свою работу в этом году. В этой связи, помимо российских партнеров, мы сотрудничаем с Гарвардским университетом (США), Университетом Лидс (Великобритания), Университетом Люцерна (Швейцария). В рамках работы создана школа магистерских программ, которая сможет обеспечить узкопрофессиональную подготовку специалистов для реального сектора системы здравоохранения, а также даст возможность реализации программ дуального образования. Эти программы, на наш взгляд, должны не только способствовать подготовке управленцев нового поколения, но также обеспечить дополнительную профессиональную переподготовку действующих руководителей.

«Системе здравоохранения нужны хорошие организаторы – экономисты, финансисты, управленцы. Но организатор – это не практикующий хирург», подчеркнул В.В. Путин на недавнем Всероссийском форуме медицинских работников.

Таким образом, путями совершенствования подготовки специалистов системы здравоохранения в современных условиях должны явиться:

• внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и разработка государственных стандартов послевузовского профессионального образования;
• создание образовательного кадрового континиума в системе непрерывного профессионального развития специалиста (от додипломного уровня – через всю профессиональную жизнь);
• организация работы клинической больницы как образовательно-научно-лечебного центра с обязательным определением стандарта ее оснащенности;
• разработка сетевой программы подготовки и переподготовки управленческих кадров в системе здравоохранения.

Фотоальбом


21.04.2011

Привязка к разделам:  МГМУ | Обучающимся | Сотруднику | Новости | Новости Первого МГМУ

Назад