Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

«Медицинское образование-2011»: отзывы участников

«Медицинское образование-2011»: отзывы участников

Подводя итоги конференции «Медицинское образование-2011», приведем мнения некоторых ее участников.

Николай Дмитриевич Ющук – академик РАМН, профессор, президент Московского государственного медико-стоматологического университета, член Общественной палаты Российской Федерации:

Конференция «Медицинское образование-2011», которая прошла в «Первом Меде» была великолепно организована и крайне необходима всем присутствующим представителям системы здравоохранения, поскольку было несколько значимых явлений. Конференция стала площадкой, на которой впервые Минздрав четко обрисовал свою политику в образовании, которая до этого не была известна широкому кругу. Также большой интерес вызвал доклад Петра Витальевича Глыбочко. Он впервые поднял ряд актуальных вопросов. В частности, проблему оснащенности клинических баз учебных заведений и престижа медицинского образования и профессии врача.

 Мы проводили совместное исследование с Высшей школой экономики, которое выявило, что престиж профессии врача в нашем обществе падает, чему находится много причин. И поднять его можно только совместно с системой образования. А чтобы это сделать, необходимо поднять все составляющие части: материально-техническую базу учебных учреждений, заработную плату врачей и преподавателей, интерес к научной работе студентов и молодых исследователей и т. д.

Мы не сможем двигаться дальше, если клиники учебных заведений не будут переоснащаться. Министерство здравоохранения и социального развития много работает над развитием системы здравоохранения в целом. К примеру, активно строятся современные центры практического здравоохранения, но клиническая база учебных заведений значительно отстает от них – не хватает оборудования, на котором работают преподаватели, специальных тренажеров и т.п.

Что касается заработной платы врачей и преподавателей, она, безусловно, должна быть гораздо выше. Если в ближайшее время она не повысится, то, скажем, на кафедрах анатомии, гистологии, эпидемиологии других мы останемся без преподавателей.

 Также развитию медицинского образования способствует научная работа студентов и молодых исследователей. В этом направлении ведется определенная работа – порядка 40 процентов студентов медицинских вузов в той или иной мере вовлекаются в исследовательскую работу, но этого недостаточно, потому что подчас они выполняют рутинную работу, почти не публикуются в научных журналах и часто работают на подхвате. Наши студенты практически не участвуют в работе международного исследовательского сообщества. По данным исследований, всего 3% студентов занимаются исследованиями совместно с зарубежными представителями. Всего 1,5% наших студентов пользуются иностранной литературой (среди преподавателей 5%).

Эти вопросы должны быть пересмотрены. В связи с этим значимым на этой конференции было участие Президента Российской академии медицинских наук Ивана Ивановича Дедова. Та политика, которая проводится под его руководством, как раз направлена на сотрудничество академических университетов и высших учебных заведений. В результате одного из первых заседаний РАМН в новом составе были разосланы письма как академическим учреждениям, так и вузам с предложением выбрать темы для совместных работ. Сплав фундаментальной и вузовской науки будет выгоден обеим сторонам. Научно-исследовательские институты станут базой для проведения различных занятий и кружков – студенты рано смогут сориентироваться в выборе своей профессии и будут приобщены к научно-исследовательской работе, смогут беспрепятственно публиковаться в России и за рубежом. С другой стороны, академическим учреждениям это даст приток новых мыслей и новых кадров. Это и будет одной из важнейших составляющих модернизации системы здравоохранения.

«Медицинское образование-2011»: отзывы участников Лариса Константиновна Машетова – академик РАМН, профессор, главный офтальмолог г. Москвы, ректор Российской медицинской академии последипломного образования Минздравсоцразвития России:

Эта конференция представляется мне очень своевременной, потому что проблема модернизации системы здравоохранения, реализация концепции ее развития, введение нового стандарта третьего поколения в вузах – все это требует переосмысливания и системы послевузовского образования. Поэтому для нашей категории учреждений это тоже очень важный момент – идет перестройка.

 

Подготовка высококлассных специалистов в сфере здравоохранения сегодня требует принятия решений уже с современных позиций: подготовка педагогов, новые технологии и образовательные программы, стыковка всех этапов додипломного и послевузовского образования – все это должно учитываться в рамках единой программы подготовки кадров. И ключевую роль здесь играют клинические базы. Очень немногие российские вузы имеют собственные клинические базы. Ярким примером наличия собственной базы является Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. Традиционно в России клиника и образование всегда шли рядом. Первым учреждением, воплотившим эту идею, стал Клинический институт Великой княгини Елены Павловны, который был открыт в 1885 году в Санкт-Петербурге. Эта мудрая женщина в свое время решила, что на базе мощного госпиталя можно начать подготовку врачей. Эта традиция, когда клиника и образовательное учреждение работают вместе, с годами укрепилась. Такая же ситуация и за рубежом – заведующий кафедрой учебного заведения часто руководит и клиникой. Он идеолог лечебного процесса и одновременно педагог. Но главное – он переводит научные достижения, созданные умами и интеллектом работников кафедры образовательного учреждения, в практику через педагогику и через ту базу, на которой работает.

Ситуация в России сегодня довольно сложная, потому что нет четких нормативных документов, позволяющих образовательному учреждению и учреждению практического здравоохранения вместе работать на узаконенных до деталей основаниях. Это связано с появлением разных форм собственности и подчиненности разным системам. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед Минздравом, отработать механизм, облегчающий совместную работу клиник и медицинских университетов.

«Медицинское образование-2011»: отзывы участниковИгорь Эдуардович Есауленко – академик РАЕН, профессор, ректор Воронежской Государственной Медицинской Академии им. Бурденко:

Эта конференция стала значительным событием в жизни сообщества медицинских вузов России, потому что в конечном итоге модернизацию осуществляют люди. И именно от их компетентности и профессионализма напрямую зависит то, как эти реформы будут осуществляться в жизни.

 Вопросы образования и подготовки кадров не приходящие. И рассматривать их сегодня, безусловно, нужно комплексно, ведь образование – многофакторный процесс. Оттого, как разные его элементы работают, зависит качество подготовки специалиста.

 Конференция «Медицинское образование-2011», организованная Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова, позволила нам проанализировать компоненты этой системной работы медицинских вузов нашей страны. Сегодня мы находимся на очень ответственном этапе жизни профессионального высшего образования. Здесь есть проблемы, которые высветили конференция и проходящая в её рамках выставка. Конечно же, нам стоит более внимательно и четко заниматься вопросами подготовки педагогов. Мы должны обратить особое внимание на подготовку студентов, в том числе благодаря центрам практических умений и навыков. Важно пересмотреть свои учебные программы, особое внимание, уделив клинической подготовке. Выяснить, достаточно ли времени студент проводит у постели больного… Сегодня у нас есть проблемы по библиотечному фонду и информационному обеспечению образовательного процесса. Но главное во всех вопросах – мы должны активно контактировать между собой. На конференции собрались специалисты из различных регионов России, каждый из которых действует в заданном направлении, исходя из собственного понимания модернизации. Нам нужно выработать генеральную линию именно из совместных решений – в этом сверхзадача подобных конференций.

Я очень благодарен ректорату «Первого Меда» за проведение этой конференции на самом высоком уровне. Мы обязательно возьмем эту работу за основу в проведении подобных конференций в своих регионах. На будущее я бы рекомендовал приглашать на подобные мероприятия и руководителей практического здравоохранения, ведь мы, в конечном счете, исполнители, а они заказчики. Я получил большую интеллектуальную поддержку в тех решениях, которые буду осуществлять в своем регионе в рамках совершенствования медицинского образования. 


25.04.2011

Привязка к разделам:  МГМУ | Сотруднику | Новости | Новости медицины | Новости Первого МГМУ

Назад