Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Пять вопросов профессионалам: СМК в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова

Пять вопросов профессионалам: СМК в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова

В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова внедрена, сертифицирована и с 2007 года постоянно совершенствуется система менеджмента качества образовательной деятельности (далее СМК). О ключевой цели внедрения системы, особенностях ее применения в Университете мы спросили профессионалов – начальника Управления качеством подготовки специалистов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Татьяну Михайловну Литвинову и начальника отдела менеджмента качества Ирину Борисовну Горбунову.

Что служит стимулом к внедрению системы менеджмента качества в организации?

Т.М. Литвинова: Важным стимулом к внедрению системы менеджмента качества послужило желание вуза улучшить свою деятельность. Основу Университета составляют сотрудники всех уровней, вовлекая их в систему менеджмента качества, появляется возможность с выгодой для организации использовать их профессиональный потенциал и способности.

Работающая система менеджмента качества - это реальный инструмент непрерывного совершенствования деятельности Университета и источник экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности вуза.

И.Б. Горбунова: В любой организации, востребованной на рынке товаров и услуг, внедряется система менеджмента качества (СМК). Внедрение системы говорит о том, что организация, создает и постоянно совершенствует условия, необходимые для выпуска качественной продукции или услуги. Система менеджмента качества внедряется добровольно. Сертификацию проводят независимые организации, аккредитованные на выдачу сертификата на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования» или национального российского стандарта ГОСТ ISO 9001:2011.

Какими показателями определяется эффективность системы менеджмента качества, насколько эти показатели прозрачны, понятны и достижимы?

Т.М. Литвинова: Прежде всего, эффективность СМК определяется количественной и качественной измеримостью. Наш Университет – это центр образования, науки, здравоохранения и культуры в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. В каждом виде деятельности свои показатели качества, к которым мы, постоянно совершенствуясь, неуклонно стремимся. Ключевые показатели разработаны в соответствии со стратегической целью – стать вузом с международным признанием. Они просты и измеримы, имеют фактические значения. На их основании разрабатываются цели на следующий период. После этого любой руководитель любого уровня сможет разработать план инициатив, с помощью которых возможно достижение заданных целевых значений.

Говоря о качестве, мы заявляем, что у нас активно внедряется система менеджмента качества, мы предоставляем конкурентоспособные услуги высокого качества.

И.Б. Горбунова: Для заинтересованности сотрудников и вовлечения их в систему менеджмента качества мы разработали ряд документов общеуниверситетского уровня, а также на уровне факультетов и отделов, главные среди них – политика и цели в области качества. Определены показатели качества, которым мы должны соответствовать. Таким образом, каждое подразделение осуществляет свою деятельность согласно разработанным показателям. Помимо самопроверки подразделений, у нас существует процедура внутреннего аудита – это тоже одно из требований стандартов качества.

Т.М. Литвинова: Мы первый медицинский вуз, который прошел сертификацию по международному стандарту в аккредитованном агентстве Великобритании. В основном, российские вузы проходят сертификацию по национальному стандарту РФ в Русском Регистре и других российских организациях. Также, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, один из первых среди медицинских вузов, кроме сертификации образовательной деятельности, готовится к сертификации научно-исследовательской и инновационной деятельности.

На Ученом совете НИЦ и НИИ Вы говорили, что: «трудность формализации, документального описания научных исследований выступает на первый план».

Т.М. Литвинова: Действительно, СМК не в состоянии описать мыслительную, творческую деятельность ученого. Кроме того, велика степень зависимости проводимых научных исследований от личности исследователя; особенностью является и то, что нельзя четко установить степень участия сотрудников, работающих над одним проектом, в конечном результате научного исследования. Еще сложнее установить вклад обслуживающего и технического персонала в результатах научного исследования. Система менеджмента качества предполагает, что каждый сотрудник должен знать свою роль и степень участия в общем деле. Тем не менее, мы успешно преодолеваем трудности формализации: вуз много работает по грантам, а каждый грант требует формализованного описания процедуры. Нам удается документально описать процесс и результат, который мы планируем получить в соответствии с предъявляемыми требованиями. В этом, кстати, помогает внутренний аудит: при его проведении очевидны как новые возможности для развития, так и риски. Например, риск остановки либо замораживания проекта в случае перехода его руководителя на другое место работы. В данном случае, очевидно, что необходимо усилить внимание к молодым и перспективным кадрам, способным продолжить работу над проектом и, возможно, вывести проект на качественно новый уровень.

Как внедрение СМК влияет на внутренние коммуникации, становятся ли они более эффективными?

Т.М. Литвинова: Во внедрение системы менеджмента качества вовлечено значительное количество персонала, включая высшее руководство. Необходимо обратить внимание на постоянное взаимодействие всех участников, эффективные коммуникации и согласование разработанных документов. Здесь нам очень помог внутренний портал, на котором размещаются промежуточные версии документов для удобного поиска и согласования.

Особое внимание мы уделили описанию результатов наших услуг и регламентирующей документации. Тщательно подошли к определению записей СМК, которые у нас ведутся – это отчеты, протоколы совещаний, анкеты и т.д. Записи мы используем при выполнении наших проектов и в работе с Заказчиком, при анализе СМК и измерении эффективности показателей деятельности. Этот вид документов, можно назвать, одним из инструментов контроля качества наших предоставляемых услуг.

Вместе с тем, чтобы уменьшить сопротивление персонала изменениям, которые сопровождают процесс внедрения системы менеджмента качества, руководство университета выстроило систему внутренних коммуникаций, посредством которой проводится обучение сотрудников новым регламентам. Определены уполномоченные по качеству. Обучено свыше 300 сотрудников. В дальнейшем данная работа будет продолжена.

И.Б. Горбунова: Безусловно, внедрение СМК влияет на организационную культуру, внутренние коммуникации, ротацию кадров. Сегодня типовые должностные инструкции, касающиеся образовательных структурных подразделений, включают позиции, определяющие участие профессорско-преподавательского состава в развитии СМК Университета. Внедрены унифицированные формы документов.

Регламентирован порядок работы с документацией. Подходы к образовательной, научно-исследовательской деятельности меняются, необходимо постоянно быть в потоке информации. Все сделано для того, чтобы работать и обмениваться опытом, экономя время, заниматься делом, а не растрачивать себя на эксклюзивный документооборот. Кроме того, описательный характер процедур деятельности по основным направлениям, помогает в адаптации новым сотрудникам и обучающимся.

Как бы Вы продолжили фразу: внедрение СМК в Первом Меде – это…?

Т.М. Литвинова: …составная часть стратегии Университета «От вуза с международным участием – к вузу с международным признанием!», определенная Ученым советом Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

И.Б. Горбунова: …повышение конкурентоспособности нашего вуза в целом, что будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями.


Наталья Литвинова

Пять вопросов профессионалам.pngПять вопросов профессионалам.png



сертификат смк.png


30.01.2013

Привязка к разделам:  Новости Первого МГМУ

Назад