Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Наталья Серова: Школа мастерства – это школа жизни в выбранной специальности


IMG_3621.jpgРекторский проект, стартовавший в 2013 году, доказал свою эффективность и востребован у студентов. На сегодняшний день в Первом МГМУ имени И. М. Сеченова действует 12 авторских Школ мастерства от ведущих в своей области специалистов, попасть в которые совсем непросто. Конкурс в одну из самых популярных – по лучевой диагностике, которую ведет п
рофессор кафедры лучевой диагностики и терапии лечебного факультета, заведующая научно-исследовательским отделом «Гибридных технологий лучевой медицины» НИЦ Наталья Серова – достигает 6-7 человек на место.

- Причин такой востребованности несколько, - считает Наталья Сергеевна. - Во-первых, лучевая диагностика – очень, очень интересная специальность, разнонаправленная, связанная с большим количеством технических новинок. Во-вторых, мы всегда на стыке с другими клиническими специальностями: взаимодействуем с терапевтами, хирургами, травматологами, кардиологами, то есть, какую бы специальность ребята ни выбрали в будущем, они знают: лучевая диагностика им точно пригодится. Это и атмосфера самой кафедры, с ее давними традициями, опытнейшим преподавательским составом. И, наконец, сама клиническая база, где проходят наши занятия, лучшая в стране: уникальное оборудование, Центр практических навыков с замечательными тренажерами… А с сентября этого года у ребят появилась возможность заниматься в новом Российско-Японском научно-образовательном Центре визуализации сердца в УКБ №1, оснащенном самыми современными диагностическими аппаратами.

- Как открытие этого Центра повлияло на программу Школы?

- Появление столь уникального оборудования значительно расширило программу обучения ребят в Школе. Учиться здесь – невероятная удача, мы действительно находимся в авангарде специальности! В структуру нового Центра входят подразделения рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения, ультразвуковой диагностики, а также объемной мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ-640). Особенность Центра не только в уникальных аппаратах, но и в том, что в его состав входят новые учебные классы с достаточным количеством мощных рабочих станций, на которых каждый студент имеет возможность самостоятельно работать с самым современным программным обеспечением.

В то же время, несмотря на большое количество времени, которое мы посвящаем компьютерной томографии, не забываем и другие традиционные для нашей Школы направления обучения – классические рентгенологические методики, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковые и радионуклидные технологии.

- Чем отличается «школьный» курс от факультетского?

- В базовой университетской программе по лучевой диагностике, конечно, недостаточно часов, чтоб дать основы современной специальности, которая очень быстро развивается, расширяется в геометрической прогрессии, чтоб показать всю ее красоту и многогранность. Постоянно появляются новые методы и методики, усложняется программное обеспечение. Лучевая медицина сегодня – далеко не только диагностика заболеваний, но и планирование, моделирование, а также контроль проведенного лечения. Школа мастерства – это и более глубокая теоретическая подготовка, как фундаментальных основ специальности, так современных ее тенденций. Но главное –изначальная ориентация на практические навыки, практическую клиническую работу, как это и было задумано нашим ректором, Петром Витальевичем Глыбочко. Студенты участвуют в реальной жизни отделений лучевой диагностики, они могут прийти в любое свободное время, включиться в работу.

Безусловно, занимаемся мы и наукой. Я очень горжусь своими выпускниками прошлого года: каждый имел по 1-2 публикации в ведущих рецензируемых журналах по лучевой диагностике, некоторые выступали с научными докладами на конференциях.

- Программу вы сами разрабатывали?

- Да, она авторская. Петр Витальевич изначально дал нам, руководителям Школ, полную свободу. Конечно, это еще и большая ответственность, как перед ректором, так и перед ребятами, которые пришли учиться.

Свою роль руководителя Школы Наталья Серова видит также в приобщении «школьников» к крупнейшим научно-практическим мероприятиям: вместе с руководителем ребята бывают на конференциях по лучевой диагностике и затем обсуждают прослушанные секции.

- Кроме того, я приглашаю ведущих профессоров нашей специальности (например, академика С. К. Тернового, профессоров Р. Ф. Бахтиозина, А. И. Шехтера), которые проводят мастер-классы по различным направлениям лучевой медицины.

Очень ценно, что время таких семинаров и мастер-классов не ограниченно, как на учебных парах – можно задавать мастерам любые вопросы, общаться. Иногда мы проводим занятия не только на базах университетских клиник, но и на других клинические базах нашей кафедры, чтобы ребята смогли познакомиться с организацией службы нашей специальности на примерах разных учреждений.

Особый восторг вызывает посещение Центра практических навыков Первого МГМУ, где у студентов Школы мастерства есть уникальная возможность потренироваться работе на уникальных тренажерах Angio Mentor, которые предназначены только для тренировки врачей, получающих нашу дополнительную специальность «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение».

С начала проекта Школа мастерства по лучевой диагностике выпустила 20 студентов, половина которых продолжили обучение специальности в ординатуре. Новый набор – 16 студентов 4-6 курсов, преодолевших экзаменационное «сито», - также занимаются в Школе в свое личное время, после занятий.

- Обязательный фиксированный для посещения день у нас один, когда мы несколько часов занимаемся «теорией», закладываем фундаментальные основы специальности, я начитываю ребятам теоретический материал. В течение всей остальной недели они приходят в клинику, когда хотят и когда имеют свободное время – после занятий, между учебными парами – на сколь угодно длительный срок. Я их всегда жду, всегда есть интересные клинические случаи, мы разбираем рентгенограммы, тренируемся описывать их, подкрепляем теоретические знания практикой.

- А все студенты «тянут» программу?

- За время существования Школы бывало всякое, есть и отсеявшиеся: в случае непосещения занятий и отсутствия интереса к специальности, решаем вопрос об отчислении. Это справедливо, ведь в студентах, желающих учиться, недостатка нет. Зачем занимать их место? Контролирую знания – бывают опросы, контрольное описание диагностических изображений.

К каждой теме занятия даю списки литературы для подготовки. Это большой объем информации, которую практически невозможно «отработать», если не заниматься систематически.

- Чем отличается школа от кружка?

- Наверное, кружок это более теоретическая подготовка. В Школе студенты проживают маленькую профессиональную жизнь: смотрят, как мы разговариваем с пациентами, друг с другом, учатся жить внутри атмосферы лучевой диагностики. Это школа жизни в специальности.

- Все ли задуманное на старте удалось реализовать?

- Да, я очень довольна Школой и ребятами. Наши студенты – это такой заряд вдохновения, невозможно выразить! Они очень мотивированные, лучшие, с ними очень приятно работать: чувствуется огромная отдача, они впитывают знания, как губка. Ученики, которым по-настоящему интересен материал, для преподавателя – счастье! Школа мастерства – это отбор и подготовка мотивированных студентов, поэтому проект так успешен.

- Какие у вашей Школы планы на будущее?

- Разнонаправленные. Мы ожидаем интересные проекты в отделении, ожидаем большие научные мероприятия – например, на ближайший год, самое крупное – Всероссийский национальный конгресс лучевых диагностов и терапевтов «Радиология-2016» , который организует наша кафедра и университет, он пройдет в мае уже в 10-ый раз. «Школьники» помогают в его организации, а также выступают с докладами, публикуют тезисы.

Кроме этого, у нас есть электронный журнал лучевых диагностов (REJR- Russian Electronic Journal of Radiology), уже 5 лет выпускаемый под руководством заведующего нашей кафедрой, академика С.К. Тернового. Многие ребята состоят в техническом комитете, занимаются переводом на английский язык, помогают в видеосъемке мастер-классов в этом журнале.

Из ближайшего – в декабре намечено совместное заседание со Школой мастерства «Терапия» профессора Д.А. Напалкова. Ориентировочная тема – миокардиты неясной этиологии. Кстати, формат совместного заседания школ придумали мы с Дмитрием Александровичем. В ноябре прошлого года провели первое такое заседание, назвав его «Учебным консилиумом»: ребята представляли разных специалистов и выступали с сообщениями как по конкретному пациенту (у нас был сложный случай), так и теоретическим вопросам по обсуждаемой проблеме.

- То есть для вас Школа тоже – возможность учиться и делать открытия?

- Да, формат позволяет развиваться не только нашим студентам, но и мне, как преподавателю и специалисту. Надо к каждому ученику найти индивидуальный подход, ребята очень разные, это большая работа и большая ответственность, ведь «школьники» пришли именно к тебе, и чему ты их научишь, что вложишь в них, во многом определит и дальнейшее их отношение к специальности, и, возможно, их судьбу.

Насколько легко совмещать учебу на пятом курсе лечебного факультета и занятия в Школе мастерства «Лучевая диагностика», мы узнали у Ивана Груздева и Татьяны Киселевой.

- Почему ваш выбор пал именно на эту школу?

Иван:

- Совпадает с выбранной специальностью. Курс лучевой диагностики на факультете базовый, небольшой и только на 3 курсе, здесь же мы получаем необходимые знания полностью.

Таня:

- Хотелось бы продолжить после института обучение в ординатуре по этой специальности.

- Тяжело было поступить сюда?

Иван:

- Конкурс был большой, но экзамен оказался интересным.

Таня:

- Идя на экзамен, мы не знали, к чему готовиться: кто-то читал учебник, кто-то не читал. Все оказалось не так страшно.

Иван:

- Учебника для поступления оказалось достаточно. Для тех, кто интересуется лучевой диагностикой, вопросы были адекватными.

- Сколько вашего личного времени занимает школа?

Таня:

- Мы обязательно встречаемся по понедельникам, а дальше – кто сколько может. У меня получается дополнительно 1-2 раза в неделю по 2-3 часа. Плюс время, которое тратим время дома на подготовку к занятиям.

Светлана Архипова

IMG_3574.jpg IMG_3586.jpg IMG_3597.jpg IMG_3599.jpg IMG_3606.jpg IMG_3617.jpg


17.11.2015

Привязка к разделам:  Школа Мастерства

Назад