Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Елена Соснова: К своим ученикам я бы сама пошла лечиться

Sosnova_small-300x300.jpgПрофессор кафедры акушерства и гинекологии № 1 лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Елена Соснова называет ректорский проект «Школы мастерства» блестящей идеей, которая вызывает в ней любовь и боль. Любовь – потому что Школа дает возможность найти среди студентов гениев и воспитать будущих «Микеланджело» от медицины, и боль – потому что гениев много не бывает.

Елена Алексеевна руководит школой мастерства по акушерству и гинекологии, специализирующейся на гинекологической и акушерской эндокринологии: ее ученики исследуют проблемы дисфункции яичников, аменореи, патологических маточных кровотечений, климактерический синдром и т.д.


- Я много лет работаю в университете, можно сказать, тут родилась – в «Снегиревке», - на дежурстве у Н.М. Побединского, - говорит Елена Алексеевна. - И я радуюсь, когда учиться к нам приходят дети, которые этого действительно хотят, для которых медицина – призвание. Задача «Школы мастерства», как я ее вижу – найти и воспитать таких студентов, вырастить гениев.

С этой точки зрения, ступенькой к Школе должен стать студенческий научный кружок.


- Кружок – это интерес, а Школа – это мировоззрение, и это две ступени вхождения в профессию. Научный кружок учит реферировать, формулировать и доносить мысли, дает знания, а Школа, формируя отношение к специальности и предмету, должна рождать сомнения в абсолютности этого знания. Я пытаюсь посеять в своих учениках живые сомнения относительно каждого пациента, они должны понимать, что человека надо лечить индивидуально, а не путем использования стандартов. Я не против стандартов, но Школа мастерства это нечто особенное, это высший пилотаж, создание собственного, индивидуального алгоритма относительно каждого клинического случая. Именно с сомнений начинается настоящая наука, и мои «подмастерья» это доказывают: они блистали со своими докладами на Снегиревских чтениях в прошлом году, на Молодежном медицинском форуме MedWAYS. За 2014 и 2015 г. мы собрали все призовые места – первое, второе, третье. Это их заслуга – они работали, как одержимые!

Школа Сосновой существует третий год, и за это время в ней сформировалась особая атмосфера, позволяющая учителю и ученикам быть на одной волне, загораться друг от друга энтузиазмом, любовью к истине, жаждой познания. «Бандой единомышленников» называет своих ребят наставник.

- Ребята у меня феерические, волшебные, с первым выпуском мы до сих пор дружим, встречаемся, общаемся, празднуем свадьбы и рождение у них детей. Двоих я жду в аспирантуру, мы будем продолжать разрабатывать темы, которыми занимались в Школе – ранней неинвазивной диагностикой преэклампсии и синдромом Рисунок1.pngполикистозных яичников с точки зрения оперативной гинекологии.

Елена Соснова мечтает о дальнейшем развитии проекта: подрощенные гении должны продолжать блистать на благо университета, их вскормившего.

- Знания, полученные в Школе, делают лучших «мастеровых» желанными в ординатурах всех медвузов страны. Есть возможность создать плеяду уникальных ординаторов и сотрудников кафедр, заточенных под научную работу!

Занятия в школе проходят дважды в неделю, однако количество дежурств на клинических базах не ограничено. За дежурство студенты отчитываются перед преподавателем – в том числе, с помощью фотоотчетов. Самые интересные случаи разбираются совместно: что было сделано на самом деле, как надо было сделать правильно, что вызвало сомнение. К теоретическим занятиям требуется значительная подготовка, причем Соснова признается, что отслеживает количество и качество скаченных и прочитанных ее подмастерьями книг и статей по статистике на Едином информационном портале. Те, кто прочел два учебника, по ее мнению, должны уступить свое место в Школе тем, кто не ленился прошерстить 15 источников в поисках ответов на свои вопросы.

- Все определяет мотивация, это камертон. В Школу нужно идти мыслителям, людям одержимым, которые не считают, сколько раз они отдежурили за месяц. Работа для них – удовольствие! Тогда и у преподавателя возникает азарт – дать им еще больше, открыть для них – и для себя! – новые страницы. У меня такие ребята прибегали с горящими глазами в час ночи: «О, что мы видели!» Вот этот кураж – то, что мы должны найти в наших студентах.

Поиск студентов «с горящими глазами» сейчас осуществляется с помощью собеседования и среднего балла зачетки, что, по мнению Сосновой, недостаточно для более точного отбора.


- Схему надо немного изменить, чтобы попадание было абсолютным, во всяком случае, для моей Школы. Допущенные к собеседованию студенты должны отвечать трем запросам:
- быть не младше 5-6 курса (у 4-го, а часто и 5-го, еще не достаточно базовых знаний),
- быть участниками того или иного научного кружка;
- предоставить комиссии реферат, тему для которого надо дать в конце предыдущего учебного года (тема может быть выбрана самостоятельно, это обсуждается).

Средний балл зачетки в этом случае мне не важен – он не дает представления о том, как студент мыслит, способен ли он к научному сомнению и научному поиску. Реферат номинанта, который готовится несколько месяцев, другое дело, а дальнейшее собеседование позволило бы выявить лучших из лучших, причем это количество не должно оговариваться заранее – пусть однажды это будет 15 уникумов, а в другой раз – только трое, но, без сомнения, звезды. Из них можно воспитать уникальных врачей – и ученых, и практиков: к некоторым из своих учеников я бы сама пошла лечиться.

На вопрос, какое качество характера отличает врача-акушера-гинеколога, без которого ему в специальности делать нечего, Елена Алексеевна отвечает не задумываясь:

- Жалостливость. Он должен эту женщину, свою пациентку, любить, как сестру родную, и понимать, что ее организм – целостная система, которая может дать сбой где угодно, а отразится это на ее репродуктивной системе и часто нельзя понять, что первично. Здравые сомнения позволят найти истинную причину болезни и справиться с ней, не навредив.

Светлана Архипова

12.jpg1.jpeg



09.02.2016

Привязка к разделам:  Новости | Кафедра акушерства и гинекологии №1

Назад