Новый взгляд на процессы регуляции генов

Около тридцати лет назад биологами был открыт процесс метилирования ДНК – присоединения метильных групп к белкам-гистонам. Гистоны тесно связаны с молекулами ДНК и обеспечивают их компактную «упаковку» внутри клеточного ядра. Присоединение метильных групп к этим белкам способно изменять экспрессию генов в близлежащих молекулах ДНК. Причем в зависимости от локализации метильных групп и их количества происходит активизация или, наоборот, подавление функции гена.

Еще год назад метилирование считалось необратимым процессом. Первый шаг по опровержению этого мнения был сделан исследователями университета Южной Каролины в прошлом году. Они открыли фермент LSD1, способный деметилировать гистоны. Однако поиски не были прекращены, т.к. оказалось, что этот фермент не способен удалять с гистонов часто встречающиеся в организме триметильные группы. Кроме того, LSD1 не был обнаружен в клетках дрожжей, заведомо содержащих ферменты метилирующие белки.

Недавно той же группой был открыт новый фермент JHDM1A (JmjC histone demethylase 1A – JmjC гистоновая деметилаза 1А). JmjC представляет собой участок молекулы фермента, повреждение которого лишает его способности удалять триметильные группы.

Этот же «JmjC-домен» входит в состав около сотни других белков различных организмов. Авторы предполагают, что все они обладают способностью деметилировать гистоны.

Практические приложения данного открытия могут быть так же разнообразны, как и белки, содержащие JmjC-домен. Например, иногда причиной облысения служит мутация в JmjC-домене гена, получившего название «лысый» ("hairless"). Возможно, непосредственной причиной выпадения волос при этом как раз и является нарушение процесса деметилирования.

по материалам Nature