Врожденных дефектов черепно-лицевых костей можно избежать

Врожденные дефекты лица и черепа: «заячья губа», «волчья пасть», отсутствие зубов и менее выраженные деформации черепа встречаются у 500 из 1000 младенцев.

Исследователи Южнокалифорнийского университета идентифицировали генетический фактор, являющийся причиной деформаций фронтальной части черепа.

Для изучения роли в этом процессе TGF-бета (трансформирующего ростового фактора-бета), играющего важную роль в развитии человека и животных, ученые ликвидировали ген, кодирующий TGF-бета в стволовых клетках мышиных эмбрионов. При нейтрализации гена во всех клетках эмбрионы погибали на самых ранних этапах развития. Модификация клеток, дающих начало клеткам лицевых костей и хряща, не нарушала процесса развития эмбрионов, но у новорожденных мышей при этом наблюдались серьезные черепно-лицевые дефекты.

Оказалось, что обработка эмбрионов белком FGF, являющимся промежуточным звеном сигнального каскада, начинающегося с TGF-бета и обеспечивающего нормальное развитие лицевых костей, предотвращало развитие этих дефектов.

Полученные на настоящий момент результаты относятся только к мышам, однако в статье Bart L Loeys et al. «A syndrome of altered cardiovascular, craniofacial, neurocognitive and skeletal development caused by mutations in TGFBR1 or TGFBR2», опубликованной весной 2005 года в журнале Nature Genetics, содержится информация о семьях с передающимися от поколения поколению мутациями в гене рецепторов TGF-бета и повышенной частотой встречаемости врожденных черепно-лицевых дефектов.

Возможно, в скором будущем FGF будут прописывать беременным женщинам в качестве биодобавки для профилактики врожденных дефектов черепа, как фолиевую кислоту - для предотвращения развития позвоночных грыж.

Однако употребление FGF не может исправить все врожденные пороки, связанные с нарушениями функций TGF-бета, т.к. в разных частях тела его действие осуществляется с помощью различных биохимических механизмов.

"Коммерческая биотехнология"