Причина аутоиммунных заболеваний

Исследователи Йельского университета раскрыли принцип, с помощью которого клетки иммунной системы отличают собственную ДНК организма от вирусной.

Распознавание вирусных, бактериальных и грибковых антигенов происходит благодаря так называемым Toll-like рецепторам, находящимся на поверхности иммунных клеток. Чтобы избежать распознавания, вирусы постоянно мутируют. Однако некоторые признаки вирусов не изменяются в процессе мутаций, так как это привело бы к потере патогенности вирусных частиц. Противовирусный иммунитет основан на способности Toll-like рецепторов распознавать именно эти «постоянные» признаки вирусов.

Такая способность, однако, может стоить организму многого. Особенно это касается особых Toll-like рецепторов, способных распознавать вирусные ДНК и РНК. Существует риск того, что иммунная система начнет принимать собственную ДНК или РНК за вирусную и развивающийся при этом иммунный ответ будет направлен против самого организма. Этот патогенетический механизм характерен для системной красной волчанки (СКВ).

Группа под руководством профессора Руслана Меджитова установила, что рецепторы, распознающие нуклеиновые кислоты вирусов, локализуются в специализированных внутриклеточных структурах. Ученым удалось создать генетически модифицированные клетки, изменив в них один из типов Toll-like рецепторов и переместив его из внутренних структур клеток на их поверхность. Такие рецепторы хуже распознавали вирусную ДНК, но активнее реагировали на собственную ДНК организма. Этот факт доказывает крайнюю важность изоляции распознающих ДНК Toll-like рецепторов внутри клеток.

Авторы работы высказали предположение, что существуют определенные мутации гена, кодирующего специализированные Toll-like рецепторы, обуславливающие нарушение его локализации, что и является причиной развития СКВ и других аутоиммунных заболеваний. Возможно, понимание этих механизмов послужит толчком к разработке методов лечения аутоиммунных процессов, в настоящее время считающихся неизлечимыми.

Статья Stefan Bauer «Toll-erating self DNA» опубликована в январском номере журнала Nature Immunology.

"Коммерческая биотехнология"