Вы сейчас будете переадресованы на новый сайт Сеченовского Университета

«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ...»
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Поступающим
Студентам
Выпускникам
Проект 5-100
Аккредитация специалистов

Фурсенко вызвали в школу

Директора школ ошеломлены предложенным государством нацпроектом в сфере образования. По их словам, система вручения грантов учителям и школам будет предвзятой. Нацпроект учителя назвали аморальным, предсказав серьезный вред, который он нанесет российской школе. Власть не заметила критики.

В понедельник вечером Директорский клуб, позиционирующий себя школьным аналогом Российского союза ректоров, раскритиковал президентский национальный образовательный проект. Часть нацпроекта касается школ по трем категориям: ежегодное распределение грантов среди 10 тыс. лучших учителей, гранты среди 3 тыс. лучших школ и, наконец, ежемесячная доплата за классное руководство по 1 тыс. руб.

Подчеркивая важность государственной программы, в Министерстве образования отмечают, что премии школам и учителям станут первым реальным шагом реализации давно назревших изменений системы российского образования, заявил на встрече с директорами школ министр Андрей Фурсенко.

В министерстве планируют, что в этом году будут применены разработанные министерством критерии оценки лучших учителей и школ, на которые должны будут равняться все остальные.

Однако учителя идею национального образовательного проекта отвергли полностью.

Как показало обсуждение, директора не доверяют избранным критериям отбора, сомневаются в справедливости конкурса, да и саму идею национальных образовательных проектов в ее нынешнем виде считают бесполезной и бесперспективной. Масштаб недоверия таков, что Андрей Фурсенко был вынужден признать его тотальным.

Основное недовольство учителей было связано с разработанными критериями выбора лучших учителей и школ, поощряемых грантами. Принципы определения лучших из лучших включают в себя 40 пунктов, и, по словам директоров школ, система оценки работы учителей и школ чрезвычайно усложнена, формализована, а ее результаты представляются искусственными и достаточно случайными.

В то время как в соответствии с мировой практикой для оценки школы достаточно всего двух: моральный климат в школе и успешность ее выпускников, отметила директор московской гимназии № 1567 Татьяна Ромашина.

Как выяснилось, директоров смущает честность проведения конкурса и распределения грантов.

"Есть элемент неверия. Мы наигрались в разные конкурсы и игры и знаем, как это бывает", – подытожила Татьяна Ромашина. То, что гранты будут выдавать лишь избранным и стоит ждать огромной конкуренции, путем несложного арифметического подсчета подтвердил директор московского лицея № 1505 Владимир Чудов.

По его словам, шансы на получение школами грантов фактически равны нулю: всего в России около 65 тыс. школ, а, согласно проекту, ежегодно будут награждать только 3 тыс. Таким образом, процесс выделения грантов всем российским школам поочередно займет более 20 лет. "Можно не сомневаться, что выдвинуты все они будут исключительно по указанию окружного управления образования", – предсказывают директора.

Есть сомнения и в оценке лучших учителей. Как говорят руководители среднеобразовательных учреждений, вовсе не факт, что в число выдвинутых попадут действительно лучшие. "Директор школы тоже человек и может быть не очень объективным", – говорят педагоги.

Не согласны педагоги и с фактом создания национального проекта в том виде, который придумало государство. Нацпроект учителя считают абсолютно бесполезным для отечественного среднего образования.

"Накопившиеся в российских школах проблемы можно решить только путем межведомственного подхода", – заявил директор московской школы № 548 Ефим Рачевский. При этом учителя предлагают изменять систему образования, расшифровав для начала совместно с Минфином налоговые проблемы, серьезно отравляющие жизнь сегодняшней школе.

По единодушному мнению директорского корпуса, "сегодня российская школа нуждается не в разовых акциях, а в протекционизме государства".

"Это должна быть не временная подачка, а национальная политика. Политика, а не проект", – обострил дискуссию директор гимназии № 1513 Александр Бубман, заявив, что проект не только не поможет, но и навредит школе.

Как отметил "Газете.Ru" Александр Бубман, "выборочное распределение дополнительных денег среди незначительной части учителей нанесет значительный вред, поскольку неизбежно посеет вражду между учителями: у "отмеченных" есть все шансы стать изгоями в своих школах".

Во время обсуждения выяснилось, что значительная часть директоров вообще не относит предложенные меры к категории национальных проектов. Как заявил директор Столичной гимназии Виктор Фертман, обсуждаемые проекты не могут считаться национальными, поскольку не решают главных вопросов – изменения содержания образования, изменения технологии преподавания, изменения кадровой ситуации в школе.

"Не вижу никакого национального проекта. Нам просто сказали: посоревнуйтесь – и получите морковку", – заявил директор школы № 57 Сергей Менделевич.

"Национальные проекты – это что-то фундаментальное. А нам предлагают в лучшем случае конкурс для желающих, – поддержал коллег директор школы № 45 Михаил Шнейдер. – В самом по себе конкурсе, даже при столь невнятных критериях, разумеется, ничего плохого нет. Но только если все учителя получают зарплату, позволяющую им входить в категорию среднего класса.

У нас же зарплата учителя – это национальный позор. А раз так, то устраивать все эти мероприятия аморально: государство должно финансировать не только "лучших", но, прежде всего, всю школу целиком. Системные изменения с голодным учителем невозможны, и никакой проект, национальный или региональный, ни к чему не приведет", – подчеркнул он.

Выслушав директоров, министр образования и науки Фурсенко как бы ничего не заметил:

"Я услышал неудовлетворительную оценку проекта. Но прошу не отказываться от реального сотрудничества". Как заявил Андрей Фурсенко "Газете.Ru", резкостью директорских высказываний он не обескуражен и не считает, что школа отторгает предложенные нацпроекты.

По его мнению, большинство руководителей школ критикуют не саму идею, а лишь "некоторые ее нюансы". А значит, "готовы к обсуждению в рамках предложенных схем, высказывая свое мнение о необходимости корректировки лишь ее частностей". При этом с аргументами директоров школ он не согласился. С точки зрения Андрея Фурсенко, образовательные нацпроекты – "пусть и маленький, но шаг вперед. А это лучше, чем ничего".

Впрочем, до "корректировки" в ближайшее время вряд ли дойдет. Как дал понять министр разочарованным педагогам, по крайней мере, в 2006 году критические замечания директоров учтены властью не будут.

Марина Лемуткина

Газета.Ру


01.03.2006

Привязка к разделам:  Национальный проект «Образование»

Назад