Клетки, способные уничтожать опухоли

В результате работы, проведенной американскими и французскими исследователями, были обнаружены мышиные иммунные клетки, одновременно выполняющие функции посредников и киллеров. Если удастся идентифицировать подобные клетки у человека, они могут быть использованы в терапии, направленной на обнаружение и уничтожение опухолей.

Ученые считают, что эти клетки, получившие название продуцирующих интерферон киллерных дендритных клеток (IKDC), не были обнаружены ранее в силу своей крайней малочисленности – они составляют не более 1/10 общего числа дендритных клеток селезенки.

Функционирование иммунной системы основано на взаимодействии клеток разных типов. Одними из первых на пути поражающих организм бактерий или опухолевых клеток появляются натуральные киллеры (НК). Эти клетки уничтожают захватчиков, разрушая их мембрану. НК синтезируют молекулы, которые информируют о произошедшем вторжении другие клетки иммунной системы, в том числе дендритные клетки. Дендритные клетки, в свою очередь, передают сигнал тревоги дальше.

При изучении одного из типов дендритных клеток исследователи университета Джонса Хопкинса заметили, что на их мембране присутствуют молекулы, считающиеся маркерами НК. Оказалось, что эти клетки являются своего рода гибридами, несущими молекулярные характеристики как НК, так и дендритных клеток и синтезирующие биологически активные вещества, характерные для обоих типов клеток.

В начале своего жизненного пути IKDC ведут себя как обычные НК, но после встречи с патогеном они превращаются в дендритные клетки. Обратный процесс превращения из дендритной клетки в НК не наблюдался.

Как оказалось, IKDC в виде натуральных киллеров содержатся в крови, слизистой кишечника, печени и других органах – везде, где возможен контакт с патогенами. После взаимодействия с чужеродными агентами значительная часть трансформированных IKDC перемещается в лимфатические узлы.

Французская группа из института им. Густава Росси вводила мышам противоопухолевый препарат Гливек (Gleevec), блокирующий патологический белок, синтезируемый опухолевыми клетками, и фактор роста НК. Комбинация Гливек/фактор роста служила своего рода приманкой для IKDC. При этом опухоли у мышей, которым были сделаны параллельные инъекции IKDC, существенно уменьшились в размерах, чего не произошло при введении животным обычных натуральных киллеров.

В настоящее время исследователи активно занимаются поисками клеток-аналогов у людей. Обнаружение таких клеток откроет новые возможности лечения инфекционных и онкологических заболеваний.

Cbio