"Недостающее звено" человеческой эволюции

В поисках потерянного предка.

Антропологи нашли "недостающее звено" человеческой эволюции.

Уникальная находка, сделанная международной группой ученых в северо-восточной части Эфиопии, возможно, прольет свет на одно из темных пятен в эволюции человека: недостающее звено между человеком прямоходящим, Homo erectus, и современным человеком разумным, Homo sapiens.

Исследовательская группа под руководством 45-летнего эфиопского антрополога Силеши Семоу начала раскопки в районе Афар в Эфиопии в 1999 году в рамках палеонтологического исследовательского проекта «Гона», названного так по наименованию непосредственного места проведения раскопок. По данным ученых, эта область содержит археологический материал возрастом от 10000 до 5,6 миллиона лет.

В ходе раскопок представитель местного племени Ашмед Хумет, помощник Семоу, обнаружил человеческий череп, возраст которого, по предварительным оценкам, составляет от 500 до 250 тысяч лет. Хотя череп и был расколот на две части, а нижняя челюсть не сохранилась вовсе, состояние находки можно расценивать как идеальное - ведь обычно черепа того периода приходиться собирать буквально по кусочкам.

Эта находка мгновенно взбудоражила весь научный мир, поскольку недостающее звено между Homo erectus, жившими на территории Африки 1,9-0,8 млн. лет назад, и современными людьми до сих пор точно не установлено, а найденный череп совмещает анатомические характеристики как современных, так и более ранних видов человека.

«Этот череп, безусловно, содержит признаки эволюционной преемственности между современным человеком и более ранними видами, так что можно назвать его связующим звеном между Homo erectus и Homo sapiens», - утверждает Скотт Симпсон, палеонтолог из медицинской школы Case Western Reserve University, участвующий в раскопках.

«Я счастлив, что проект «Гона» оправдал возложенные на него надежды и теперь благодаря нашей находке мы можем узнать важнейшие сведения об одном из самых малоизученных периодов в истории эволюции человека, - говорит руководитель проекта Силеши Семоу. - Гона - прекрасное место для раскопок, и я уверен, что в Эфиопии палеоантропология сможет найти ответы еще на многие загадки истории человека».

Ведущий научный сотрудник НИИ и Музея антропологии Виталий Харитонов сказал «Газете», что, судя по описанию и датировке находки, найденный череп, вероятнее всего, принадлежал так называемому гейдельбергскому человеку, который, как считается в современной палеоантропологии, был общим предком и современных людей, и вымершего вида неандертальцев.

Но если антропологи и правы, поспешных выводов делать не стоит: история поисков гипотетически существовавшего, но исчезнувшего существа, ставшего переходным звеном в биологической эволюции от древних антропоидов к современному человеку, полна как надежд, так и разочарований. Например, в далеком 1912 году недостающее звено стало предметом знаменитой мистификации, когда в английском местечке Питлдаун были обнаружены останки человека, которые, как утверждалось поначалу, относились к самому загадочному периоду эволюции, и это событие стало настоящей научной сенсацией того времени. Потребовалось четыре десятилетия, чтобы установить, что челюсть «черепа древнего человека» была просто челюстью современной шимпанзе, которую кто-то умело «стилизовал» под древность.

Еще не раз ученые объявляли об обнаружении останков, которые предположительно принадлежали переходному виду, однако впоследствии обнаруживалось, что подобные выводы были преждевременными. И утверждать с уверенностью, что сейчас тайна очередного недостающего звена наконец оказалась разгадана, можно будет лишь после тщательного изучения афарской находки.

Антон Шалаев