Старение можно замедлить?

Старение – это естественный процесс, но надежда замедлить его заставляет ученых выдвигать новые и новые гипотезы о причинах наступления старости.

Исследователи National Cancer Institute (г. Бетесда, штат Мэриленд) Том Мистели и Паола Скаффиди (Tom Misteli и Paola Scaffidi) выдвинули гипотезу, согласно которой старение является результатом деформации ядер клеток, вызванной нарушением обмена одного из белков – ламина А, являющегося строительным материалом для ядерной стенки.

Чтобы лучше разобраться в процессах старения, исследователи обратили внимание на прогерии – группу редких наследственных заболеваний, характеризующихся преждевременным старением организма. В 2003 году было установлено, что одно из таких заболеваний – прогерия Гетчинсона-Гилфорда – обусловлено мутацией гена, кодирующего ламин А.

При детальном изучении ядер, выделенных из клеток пожилых людей, было установлено, что они обладают всеми признаками, характерными для ядер клеток детей, больных прогерией: оболочка ядра сморщена, ДНК накапливает поломки, соотношение белков, обеспечивающих упаковку ДНК, разбалансировано. Это позволило высказать предположение об непосредственном участии ламина А в процессе старения.

Исследователи считают, что нормальные клетки всегда продуцируют некоторое количество патологического ламина А, однако молодые клетки способны распознавать и элиминировать его. Клетки старого организма, по всей видимости, с этой задачей не справляются.

В лабораторных условиях ученым удалось превратить старые клетки в молодые. Для этого они блокировали синтез патологически измененного ламина А.

Возможно, создание препаратов, обладающих подобной функцией, поможет замедлить процессы старения и продлить человеку жизнь.

Статья Paola Scaffidi and Tom Misteli et al. «Lamin A-Dependent Nuclear Defects in Human Aging» опубликована в электронной версии журнала Science 27.04.2006.

Cbio