Снаряжаем витамин Е на борьбу с раком

Витамин Е (токоферол) – это жирорастворимый витамин, содержащийся в зародышах пшеницы, сое, растительных маслах, яйцах, шпинате, листовой зелени, семечках яблок, миндале, облепихе, горохе. Витамин Е является мощным антиоксидантом, препятствует окислению жиров, разрушению витаминов А и С, участвует в синтезе гормонов, поддерживает иммунитет, обеспечивает нормальную работу мышц, препятствует образованию тромбов и т.д.

Исследователи университета штата Огайо (г. Колумбус) под руководством профессора Чинг-Шен Чена (Ching-Shih Chen) расшифровали механизм, благодаря которому одна из форм витамина Е (альфа-токоферила сукцинат) подавляет жизнедеятельность злокачественных клеток.

Это соединение запускает в опухолевых клетках процесс запрограммированной клеточной гибели (апоптоз), однако какие именно механизмы при этом стимулируются, до сих пор известно не было.

Результаты исследования указывают на то, что противоопухолевая активность альфа-токоферила сукцината не имеет ничего общего с его антиоксидантными свойствами.

С помощью компьютерного моделирования исследователи установили, что молекула витамина Е встраивается в желобок, характерный для пространственной структуры белка Bcl-xL, повышенное количество которого характерно для злокачественных клеток и способствует их выживанию, и блокирует его работу.

Однако у молекулы альфа-токоферила сукцината есть недостаток – длинный скрученный «хвост», не позволяющий ей плотно встроиться в желобок на поверхности белковой молекулы. Для того чтобы обойти это проблему, ученые применили сравнительно простой способ модификации молекулярной структуры вещества. Лабораторные эксперименты показали, что молекулы с обрезанным «хвостом» в 5-10 раз эффективнее уничтожают опухолевые клетки.

Авторы считают, что созданное ими производное витамина Е может быть использовано в качестве высокоэффективного противоопухолевого препарата, практически безвредного для здоровых клеток.

Статья Chung-Wai Shiau et al. «Alpha-Tocopheryl Succinate Induces Apoptosis in Prostate Cancer Cells in Part through Inhibition of Bcl-xL/Bcl-2 Function» опубликована в журнале Journal of Biological Chemistry от 28 апреля 2006 года.

Cbio