Обнаружен механизм распознавания «свой-чужой» дендритными клетками.

После фагоцитоза апоптотически разрушенной клетки собственного организма, в отличие от бактерии, не происходит антигенпрезентации на поверхности дендритной клетки. Ведущая роль в реализация механизма этого явления для последующей активации Т-клеток принадлежит Toll – рецепторам, распознающих антигенные детерминанты, присущие различным группам возбудителей.

Важную роль в различии «свой-чужой» играют молекулы MHC классов I и II. Однако до настоящего времени было неясно, почему дендритные клетки, неизбирательно фагоцитирующие фрагменты белков, бактерии и собственные погибшие клетки, в норме не презентируют собственных антигенных структур, предупреждая развитие аутоиммунных заболеваний. Американские ученые J.M.Blander и R.Medzhitov обнаружили, что формирование везикул, переносящих антигенный комплекс (АГ- MHC II) на мембрану дендритных клеток происходит только после связывания TLR4 в фаголизосоме с фрагментом липополисахарида Грамотрицательной бактерии. При фагоцитозе апоптотически погибших клеток собственного организма активации TLR4 в фаголизосоме не происходит и фрагменты полностью лизируются.

[По материалам журнала Nature, 2006, 6, April, p.750-751]