Инсульт: «канал смерти» убивает нейроны

Инсульт – это острое нарушение мозгового кровообращения (закупорка или разрыв сосудов мозга). Результатом гибели нервных клеток, как правило, является частичный или полный паралич, а также нарушения умственной деятельности. Инсульт является одной из самых распространенных причин смерти и инвалидности.

Исследователи университета провинции Британская Колумбия (Канада) идентифицировали своего рода «канал смерти», через который жизненно важные вещества покидают клетки головного мозга при инсульте. Это является причиной гибели нейронов и инвалидности перенесших инсульт пациентов.

Мембраны нервных клеток содержат так называемые щелевые контакты, обеспечивающие межклеточный обмен молекулами и ионами. Щелевой контакт состоит из двух полу-каналов, являющихся своего рода мостом через межклеточное пространство.

Эксперименты на животных моделях показали, что при инсульте полу-каналы формируются за пределами щелевых контактов, что приводит к выведению во внеклеточное пространство большого количества критических компонентов внутриклеточного содержимого нейронов: ионов кальция и калия.

Следующим этапом работы является выявление причин нарушений функционирования щелевых контактов и разработка соединений, способных блокировать этот процесс. Авторы считают, что в ближайшие 5-10 лет им удастся создать на основе своего открытия новый метод лечения инсульта.

Статья Roger J. Thompson et al. «Ischemia Opens Neuronal Gap Junction Hemichannels» опубликована в журнале Science от 12 мая.

Cbio