Забыть всё

Впервые исследователи смогли стереть долгосрочную память у крыс. Найденный ими механизм «записи» информации в мозг чем-то похож на сохранение байтов на жёстком диске. Более того, на «стёртое» место в мозге можно записывать новые данные.

Ученым впервые удалось стереть долговременную память у крыс, запрограммировав управляющий ею молекулярный механизм. Кроме того, они непосредственно пронаблюдали, как меняется мозг в процессе обучения.

Американское исследование потенциально может быть полезным и для людей. Полученные данные, возможно, станут ключевыми для увеличения памяти при таких заболеваниях, как болезнь Альцгеймера или амнезия. По мнению исследователей, открытие также способно избавить от хронической, невропатической и фантомной боли и проявлений дистонии.

Молекулярный механизм мозга, поддерживающий память, обнаружили специалисты мединского центра Нью-Йоркского государственного университета, исследуя гиппокамп - главную мозговую структуру для памяти. Блокировав молекулу памяти, они научились стирать воспоминания суточной и даже месячной давности, как мы стираем компьютерный диск. Причем, как и в случае с дискетой, ничто не препятствуют повторному запоминанию информации.

Молекулой памяти авторы исследования называют фермент протеинкиназа М-зета (protein kinase M zeta). Постоянно укрепляя силу синаптических контактов между нейронами, фермент и обеспечивает долговременную память. Примерно аналогично тому, как жесткий диск компьютера хранит информацию в двоичном виде, как нули и единички.

Постоянное усиление синаптических связей между нервными клетками гиппокампа ученые выявили еще три десятка лет назад и тогда же предположили, что оно играет ключевую роль в формировании памяти и процессе накопления знаний. Однако никаких доказательств гипотезы до сих пор не имелось. Так, одной из основных проблем являлось то, что такие изменения в гиппокампе в процессе обучения немногочисленны и удалены друг от друга.

Опыты на крысах показали, что ингибирование (угнетение активности) фермента и, соответственно, нарушение синаптического усиления и позволяет стирать у грызунов воспоминания. В ходе экспериментов ученые во главе с неврологом и молекулярном биологом Тоддом Сэктором (Sacktor) натренировали крыс избегать удара в определенном месте вращающейся платформы. После инъекции препарата ZIP в гиппокамп в течение месяца, последовавшего за успешным приобретением навыка, крысы переставали держаться подальше от зоны удара - забывали, что ее надо избегать. На кратковременные воспоминания инъекции не оказывали никакого влияния.

Группа исследователей под руководством Марка Бира (Bear) из института памяти и обучения Пиковера при Массачусетском технологическом институте, в свою очередь, проводили опыты на крысах, приученных уклоняться от удара в затемненной области контейнера. С помощью множества электродов, одновременно закрепленных на разных участках гиппокампа, экспериментаторы смогли расслышать трудно уловимое усиление синаптических контактов.

Обе команды опубликовали результаты своей работы в журнале Science.

31.08.2006