Расшифрован геном пчелы

Международной группе ученых удалось полностью расшифровать геном пчелы. Об этом сообщает в своем последнем номере научный журнал "Нейчур".

Пчела медоносная стала третьим после фруктовой мухи и комара насекомым, геном которого удалось установить науке.

Работа над установлением совокупности генов потребовала немалых усилий от международной группы из нескольких сот ученых. Коллектив возглавил американский специалист Джордж Вейнсток из Медицинского института им Бейлора /Хьюстон, Техас/.

Расшифровка генома была проведена успешно благодаря, в частности, появившейся у ученых возможности идентификации мелких молекул рибонуклеиновой кислоты - так называемых микро-РНК. По мнению исследователей, именно этот компонент генома отвечает за механизм, который приводит к разделению сообщества пчел на подгруппы.

Пчелы, как известно, - один из немногих видов насекомых, которые в ходе эволюции сформировали сообщества со своей иерархией и сложным распределением функций.

Добившись расшифровки генома и проведя сравнительные исследования с материалами, полученными по геному мухи и комара, ученые, среди прочего, установили, что геном пчелы с того времени, как 60 млн лет назад произошло разделение шмелей и пчел, изменился незначительно.

Также исследователи выяснили, что у пчел есть группы генов, определяющие в том числе их биологические ритмы, и по своей структуре более близкие к геному позвоночных, чем насекомых.

У пчел также обнаружено большое число генов, связанных с обнаружением и анализом запахов, а также отмечено наличие специфических генов, ответственных за манипуляции с нектаром и пыльцой растений.

Генетические данные позволили ученым прийти к выводу, что медоносные пчелы появились в Африке, откуда уже отправились на "завоевание" Европы и Азии двумя различными путями.

27.10.2006