Расшифрован геном инфузории-туфельки

Французские ученые расшифровали геном инфузории-туфельки - открытие имеет большое прикладное значение

Расшифровать геном инфузории-туфельки удалось группе французских ученых из Национального центра научных исследований и Национального центра секвенсирования. Об этом сообщает в своем последнем номере научный журнал "Нейчур".

Благодаря проведенной работе установлено, что хромосомный набор инфузории весьма обширен - в нем 40 тысяч генов, тогда как у человека - "всего" 25 тысяч.

Ученые также выявили у инфузории-туфельки тройную дупликацию генов - это, считают они, залог генных инноваций данного организма, а следовательно, его высокого адаптационного потенциала. Данное открытие стало не только во многом неожиданным для ученых, но и дало им возможность ознакомиться с развитием во времени механизмов генных превращений.

Также это открытие позволило получить подтверждение ранее выдвинутой гипотезы о том, что дупликация с удвоением генов способна приводить к возникновению новых видов живых существ. В частности, с учетом временной шкалы стало ясно, что последняя по времени дупликация инфузории-туфельки произошла непосредственно перед появлением в биосфере планеты 15 видов- двойников этих одноклеточных организмов. Генетически они отличаются, однако схожи по своей морфологии и занимаемым экологическим нишам.

Ученых заинтересовал тот факт, что при дупликации генов для многих из них возникают множественные, избыточные копии. Они не являются необходимыми для жизни клетки, так как и одного гена достаточно для формирования специфического протеина. Исследователи установили, что множественные копии генов не играют роли и для обретения живым организмом новых функций. При этом ученые обращают внимание на то, что предыдущие работы по другим геномам показали, что с течением времени у большинства дуплицированных генов постепенно исчезает одна или даже две копии.

В целом, как подчеркивают французские исследователи, расшифровка генома инфузории-туфельки будет иметь немалое прикладное значение, в частности в медицине и эволюционной биологии. Данный живой организм, ввиду наглядности происходящих в нем процессов и его относительно "большого" размера, широко используется в различных научных опытах, в частности при изучении клеточной организации и исследований механизмов наследственности.

"Учитывая, что между всеми живыми организмами существует немало общего, то, что нам удалось понять в механизме простого организма, мы зачастую можем экстраполировать на гораздо более сложные организмы", - считают французские ученые.

03.11.2006