Мышкам вырастили зубки

Из частично дифференцированных клеток

Ученым Токийского университета удалось вырастить в лабораторных условиях из генетически однородных клеток здоровые зародыши зубов и успешно имплантировать их мышам. Для своего опыта они взяли примитивные клетки, которые чуть старше стволовых, и ввели их в коллаген - фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани живых организмов.

Вырастив клетки, ученые обнаружили, что в их структуре созрели компоненты, образующие нормальные зубы, включая дентин, эмаль, мякоть зуба, кровеносные сосуды и периодонтальные связки, которые затем были «систематизированы в соответствии со строением естественного зубного зародыша». После того, как зародыши зубов были имплантированы мыши, они выросли и развились нормально, сообщил участник этого проекта Такаси Цудзи.

Исследователи отмечают, что данная методика впервые доказала возможность замены целого органа с использованием лишь небольшого количества клеток. «Сейчас идет развитие методики трансплантации органов, образованных стволовыми клетками, которые лишь частично восстанавливают их нормальную работу», - отмечается в сообщении об эксперименте, опубликованном в международном научном журнале Nature Methods. «Тем не менее, конечная цель регенеративной терапии - это развитие полностью функционирующих, произведенных биоинженерным путем органов, способных заменить те, что были потерянны или повреждены в результате старения, болезни или травмы».

Ученые получили «зачатки зубов», маленькие бугорки, которые появляются, прежде чем у животного вырастет зуб, из частично дифференцированных клеток известных как эпителиальные или мезенхимные клетки. Последние были взяты у эмбрионов мышей.

«С помощью биоинженерии мы сумели генерировать целостные, нормально функционирующие зубы, - заявляют японские ученые. - Это исследование предоставляет собой первое свидетельство успешного воспроизведения целого органа через трансплантацию биоинженерного материала. Наше открытие должно стимулировать дальнейшее развитие методики замены органов с помощью регенеративной биоинженерной терапии».

23.02.2007